Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Святые места и святыни Забайкалья / Паломничество / Крестные ходы в Забайкалье
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Крестные ходы в Забайкалье

24,41 Kb

 

Колоколов певучих звоны…

Ждут жадно с шапкою в руке.

Кресты, хоругви и иконы

Уже сверкают вдалеке

Растет торжественное пенье

Легко колышутся кресты,

И красят радость, умиленье

Простые, грубые черты.

 

(Борис Евгеньев)

 
 
 
 

Крестный ход – торжественное совместное шествие священнослужителей и мирян с хоругвями,

иконами и другими святынями к какому-либо месту.

 

 Обычно он совершается после Божественной литургии и проходит с остановками-молебнами у храмов, часовен и особо чтимых мест, встречающихся на  его пути. Велика помощь и значение крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивали эту важность и великую духовную силу.
 
Из истории крестных ходов
Начало крестных ходов восходит к ветхозаветной истории.
В новозаветной истории установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. (Ин.9, 16-17) Вход  Господень в Иерусалим – образец крестного хода, данный самим Господом, который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих  восклицаниях: «Осанна, Сыну Давидову».
В состав христианских богослужений торжественные шествия с крестом во главе вошли еще в глубокой древности.
На Руси всегда любили крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи  небесных заступников, чествуемых во время Крестного хода, была безгранична.
История Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с крестным ходом.
 
Традиции крестных ходов в Забайкалье
В дореволюционном Забайкалье достаточно сильны были традиции крестных  ходов: во многих храмах  в День Пятидесятницы и День Святого Духа, на Богоявление, Престольные праздники храмов,  в торжественные дни Царской семьи устраивались торжественные шествия с иконами и хоругвями.
 
Возрождение Крестных ходов в Забайкалье
 Первый крестный ход после дней богоотступничества прошел по улицам Читы в 1999 году в день Святого благоверного Александра Невского. Его маршрут пролегал от кафедрального Воскресенского храма до реконструированного и возвращенного Забайкальской епархии Спасо-Преображенского храма. После Крестного хода состоялось первое богослужение в этом возрожденном храме.
В этот же год возродилась традиция крестных ходов на святое место Иргень.
В день Успения Божией Матери из Воскресенского храма г. Нерчинска был организован крестный ход к заброшенному ныне старейшему каменному храму Азиатской России – Успения Божией Матери села Калинино. Во время благодарственного молебна у стен Успенского храма неожиданно пошел сильнейший ливень, после которого на  небе засияла двойная радуга.
11 июня даже в годы атеизма не прекращались крестные ходы от села Урлук Чикойского района к развалинам Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря, основанного преподобным Варлаамом Чикойским. Этот крестный ход приурочивался к празднованию чтимой чудотворной иконы Божией Матери «Споручницы грешных», один из списков которой хранился в Чикойском монастыре. С возрождением Православия  на Забайкальской земле этот ежегодный крестный ход стал носить организованный характер.
Со строительством часовни во имя Святого благоверного Александра Невского и строительством Кафедрального собора во имя Казанской иконы Божией Матери стали уже традиционными ежегодные крестные ходы:
12 сентября и 6 декабря в дни памяти святого благоверного Александра Невского ежегодно проходит крестный ход, возглавляемый епископом Читинским и Забайкальским. После Божественной Литургии, совершаемой  в строящемся кафедральном соборе духовенство и молящиеся торжественно шествуют к часовне святого Александра Невского, что на Титовской сопке.
Также стали традиционны и крестные ходы в дни празднования Казанской иконы Божией Матери 4 ноября и 21 июля. После Божественной литургии в строящемся Кафедральном соборе крестный ход, возглавляемый епископом Евстафием, проходит по главным улицам города Читы к Свято-Воскресенскому храму, один из престолов которого освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.
19 мая в день рождения последнего русского императора Николая Второго проходит крестный ход, повторяющий маршрут самодержца при посещении нашего города. Возглавляемый архиереем и священнослужителями  Читинского благочиния, крестный ход проходит по улицам Читы с остановками-молебнами на тех местах, где раннее находились Православные храмы и часовни.
Еще один крестный ход, связанный с именем царя-мученика, проходит традиционно в день памяти святых царственных страстотерпцев – 17 июля. Начинается крестный ход с Божественной литургии в строящемся кафедральном соборе, один из пределов которого будет освящен в честь Святых царственных страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексия, Великих княгинь Ольги, Татианы, Марии, Анастасии.
Крестный ход проходит по улицам города к Свято-Воскресенскому храму города Читы.
 
 Важность и духовная сила крестного хода неоднократно отмечалась епископом Читинским и Забайкальским Евстафием. « Крестный ход – своего рода духовная дезинфекция, - любит повторять наш Владыка, - которая очищает от греховного фона улицы, по которым  проходит крестный ход, и в целом весь город, всех окружающих людей и души самих молящихся, участвующих в торжественном шествии».

 Юлия Биктимирова 


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика