Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Епархия / История епархии / Исторические очерки о Забайкальской епархии / Сергей Кудрявцев “Очерк истории Забайкальской епархии” / 5. Епископ Мефодий (Герасимов)
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

5. Епископ Мефодий (Герасимов)

Епископ Мефодий (в миру Маврикий Львович Герасимов) родился 22 февраля 1856 года в семье священника Томской епархии. Окончив Томскую Духовную семинарию с аттестатом первого разряда, он поступил в Казанскую Духовную Академию. Несмотря на успешную учебу, неожиданно для всех, Маврикий Герасимов подает ректору прошение об увольнении из Академии. Просьбу его удовлетворили, и он был уволен со званием «действительного студента». Вернувшись в Томскую епархию, в декабре 1882 года, он тотчас поступил на службу в Алтайскую Духовную Миссию. Спустя три года, 26 сентября 1885 года, преосвященным Макарием (Невским), епископом Бийским и Начальником Алтайской Духовной Миссии псаломщик Маврикий Герасимов был пострижен в монашество с именем Мефодия. В ноябре 1885 г. монах Мефодий был рукоположен во иеродиакона, а 22 декабря того же года во иеромонаха. Он был приписан к причту Бийской домовой Архиерейской церкви и назначен заведующим Алтайским миссионерским катехизаторским училищем и домоправителем Бийскойго Архиерейского Дома. В 1886 г. «за усердие по службе и успехи в исполнении обязанностей учителя и воспитателя детей алтайских инородцев» иеромонах Мефодий был награжден набедренником, а в 1891 г. — золотым наперсным крестом от Св.Синода. По особому ходатайству Преосвященного Макария (Невского), указом Святейшего Синода от 30 января 1892 г., иеромонах Мефодий был удостоен степени кандидата Богословия, «на каковую степень Советом Казанской Духовной Академии выдан ему диплом и знак кандидатской степени — серебряный крест».

21 апреля 1893 г. преосвященный Владимир (Сеньковский) епископ Бийский, возвел иеромонаха Мефодия в сан архимандрита. В июне 1893 г. архимандрит Мефодий, указом Св.Синода был назначен начальником Алтайской Духовной Миссии. Через год, 2 июня 1894 г.преосвященным Макарием (Невским) епископом Томским и Семипалатинским и преосвященным Александром епископом Шацким, архимандрит Мефодий был хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии.

Указом Императора Николая II, от 24 декабря 1898 г. был «по прошению уволен на покой епископ Забайкальский и Нерчинский Никодим (Преображенский) в виду болезненного его состояния». Этим же указом на Забайкальскую кафедру был назначен епископ Бийский Мефодий (Герасимов). 20 февраля 1899 г. в Чите была получена телеграмма епископа Мефодия — «21-го выезжаю через Посольск на четырех экипажах, покорнейше прошу оказать содействие по пути следования». С дороги отправляли телеграммы — «Владыко в пять утра 25-го выехал из Кульска. Торопится.» Секретарь Забайкальской Духовной Консистории Кашпуров сообщал Обер-Прокурору Св.Синода Саблеру, что 26 февраля 1899 епископ Мефодий благополучно прибыл в Читу.

Забайкальская епархия в это время переживала трудные времена. Всюду ощущалась нехватка священников, Забайкальская Духовная Миссия не имела достаточных средств, ни опытных работников, монастыри обезлюдели. Новый архиерей с первых же дней энергично принялся за возрождение епархиальной жизни. Во-первых, весной 1899 года, по его распоряжению, был возобновлен крестный ход из Читы на Иргень с чудотворным образом св. мученицы Параскевы Пятницы. По благословению преосвященного Мефодия, эта икона стала ежегодно, осенью, по окончании полевых работ приноситься с Иргеня в Читу, а весной опять возвращаться на Иргень. Возобновление крестного хода на Иргень вызвало большой религиозный подъем в народе. 12 августа 1899 года епископ Мефодий положил первый кирпич в основание нового кафедрального собора. Для того, чтобы сплотить, рассеянное по огромной епархии духовенство, в 1900 году, он предпринял издание «Забайкальских епархиальных ведомостей». Подготовка священно- и особенно церковнослужителей была особенно серьезной проблемой для Забайкальской епархии. Новый епископ подал прошение в Святейший Синод, об открытии в Чите Духовной семинарии, а тем временем распорядился немедленно перевести из Нерчинска в Читу единственное в Забайкалье духовное училище, основанное еще в 1805 году. Следующим шагом преосвященного Мефодия, исполнявшего и обязанности Начальника Забайкальской Духовной Миссии, была реорганизация Центрального Миссионерского училища, бывшего, в то время, не более чем одноклассной церковно-приходской школой. В Училище было образовано четыре класса с годичным курсом в каждом, а также образцовая церковно-приходская школа с трехгодичным курсом с прибавлением специальных миссионерских предметов. В результате, Центральное Миссионерское училище превратилось из начальной школы в низшее учебное заведение Духовного ведомства. Размещалось Миссионерское училище в самом Архиерейском доме, и только в 1907 году для него было построено отдельное здание.

В ноябре 1903 года, после нескольких лет переписки, епископ Мефодий получил наконец разрешение от Св.Синода «для благоустройства миссионерского дела в Забайкальской епархии учредить должность Помощника Начальника Духовной Миссии». На эту должность был назначен священник Епифаний Кузнецов. Добившись учреждения должности Помощника Начальника Миссии епископ Мефодий подал в Синод новое прошение — «По причине многочисленности дел по епархиальному управлению я нахожу крайне затруднительным для Епархиального Архиерея отнесение обязанностей Начальника Миссии, а посему осмеливаюсь ходатайствовать пред Святейшим Синодом открыть в Забайкальской епархии особую должность Начальника Забайкальской противо-ламайской Миссии с подчинением последнего непосредственному ведению епархиального Архиерея и назначить на таковую должность кандидата богословия Казанской Духовной Академии священника Епифания Кузнецова с возведением его в сан протоиерея». При этом Совет Православного Миссионерского Общества был готов выделять на содержание Начальника Забайкальской Духовной Миссии до 1600 рублей ежегодно. И вот, в апреле 1904 г., Синод рассмотрев это прошение преосвященного Мефодия, и согласившись с его доводами, 20 августа 1905 г. издал указ об учреждении должности Начальника Забайкальской Православной Миссии.

Епископ Мефодий был неутомимым тружеником. Все летние месяцы, он совершал поездки по отдаленным приходам, участвовал в крестных ходах, посещал тюрьмы и каторгу, при том, что такие поездки всегда были сопряжены с немалыми трудностями и неудобствами.

В Чите архиерейские службы собирали толпы богомольцев, которых, порой, не могла вместить Андреевская крестовая церковь, еще и потому, что владыка был известен как талантливый проповедник. «Вся жизнь человека по воле Спасителя Бога должна быть непрерывным подвигом» — неустанно напоминал епископ Мефодий. — «Испытывая нашу любовь к нему, Спаситель Бог восхотел, чтобы вера была также свободным подвигом воли; невозможно доказать безусловную достоверность истин веры, но невозможно безусловно и отрицать их. Выбирай, что хочешь. Кто ищет Бога, тот найдет доказательства бытия Его во всем, и в малом и в великом, доказательства во внешнем мире и в самом себе. Кто живет одною землею, равнодушен ко всему, что стоит выше земли, тот нигде не увидит Бога, потому что Господь сказал: «Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят». Только чистые сердцем могут видеть Бога; кто живет одною землею, для тех, по слову Господа, «и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры». Человеку дана безграничная свобода избирать добро или зло, идти узким и тернистым путем, который ведет к жизни, или идти широким путем, который ведет к смерти. Два пути жизни предложены: иди куда хочешь. Никто и ничто, никакая сила не может принудить человека быть добрым или злым. На все дана свобода, пока длится земное бытие человека; человек может совершить, если захочет величайшие подвиги добродетели, но может совершить и самые страшные злодеяния. Для человека нет предела подвигам добра и нет предела злодеяниям. Творец призвал разумные твари к жизни и блаженству, но Он восхотел, чтобы разумные твари сами сделали себя достойными жизни и блаженства, и для сего дал им безграничную свободу проявить во всей полноте и окончательно свою добрую или злую волю и через это сделать себя достойным вечной жизни или вечной смерти».

Владыка, с неизменным вниманием и отеческой заботой относившийся к своей пастве, пользовался искренним уважением и любовью народа Божия. В 1910 году «Епархиальные ведомости» сообщали: «22 декабря исполнилось двадцать пять лет служения в священном сане преосвященного Мефодия епископа Забайкальского и Нерчинского. Архипастырь, отличающийся всегдашним иноческим смирением, не пожелал, как бы то ни было ознаменовать столь великий день своей жизни и служения Церкви Божией и Отечеству. Предавшись уединению, он один в своих покоях вознес благодарение Господу за помощь Его в пройденном жизненном пути. Но искренне любящее архипастыря духовенство города Читы, представители духовно-учебных заведений и других епархиальных учреждений не могли пройти столь знаменательный день и, собравшись 26 декабря в домовой архиерейский храм вознесли Господу молитвы о здравии чтимого архипастыря, после чего приветствовали его и испросили согласия возбудить ходатайство пред Святейшим Синодом о разрешении отпраздновать день 25-летия торжественно, с привлечением к участию в торжестве всего духовенства епархии». Синод, впрочем, категорически отказал.

20 декабря 1912 года, Указом Императора, епископ Мефодий (Герасимов) был назначен епископом Томским и Алтайским, а 30 июля 1914 был переведен на Оренбургскую кафедру. Ко дню Св.Пасхи 1918 года, указом Святейшего Патриарха Тихона, епископ Мефодий был возведен в сан архиепископа Оренбургского и Тургайского. Вскоре, однако, вместе с тысячами русских беженцев, архиепископ Мефодий был вынужден навсегда покинуть Россию. Несмотря на все, виденные им ужасы революции, он твердо верил, что «Спаситель Бог, возлюбивший Церковь и Себя предавший «за ню…да будет свята и непорочна», посетил и Российскую Церковь огненным искушением, чтобы посрамить сатану, как некогда он был посрамлен терпением праведного Иова».

Владыка поселился в Харбине, и в 1920 году, по просьбе митрополита Антония (Храповицкого) возглавил новую Харбинскую епархию. Умер архиепископ Мефодий (Герасимов) в Харбине 15 марта 1931 года.

Старейший в Забайкалье Нерчинский мужской Успенский монастырь был упразднен в 1773 году. Три последних монаха были переведены в опустевший Киренский монастырь. В 1820 г. на границе Троицкосавского и Верхнеудинского округов, недалеко от монгольской границы, в глухой тайге, пустынником Василием Надеждиным был основан скит, который, в 1831 году был преобразован в мужской, общежительный Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1915 году монастырь был упразднен, а братия переведена в новый Селенгинский Спасский монастырь, который предполагалось построить при Старо-Селенгинском Спасском соборе.

Основание первого в Забайкалье женского монастыря связано с именем преосвященного Мелетия, епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии.

Епископ Мелетий (в миру Михаил Кузьмич Якимов) родился в 1835 году в семье священника. Учился в Казанской Духовной Академии, затем преподавал в ней же историю Церкви. Из Академии его уволили в 1861 году после громкого дела о панихиде, отслуженной по крестьянам убитым в селе Бездна. В 1862 году он был отправлен в качестве миссионера в Забайкалье, где вскоре преуспел. В 1868 году иеромонах Мелетий был рукоположен во епископа Селенгинского — викария Иркутской епархии и назначен Начальником Забайкальской Духовной Миссии. Десять лет его трудов в Забайкалье были замечены его современниками, и имя его сделалось известным даже в России. В 1880 году его перевели на Якутскую кафедру, а в 1896 г. на Рязанскую, где он и скончался в 1900 году. Спустя девяносто лет, в середине 1990-х, епископ Мелетий (Якимов) был канонизирован в лике местночтимых святых Рязанской епархии.

В начале 1880-х годов кафедра Селенгинского епископа была перенесена из Посольского Спасо-Преображенского монастыря в областной город Читу.

Вскоре в Читу переехала и родная мать епископа Мелетия — Александра Капитоновна Якимова. Здесь-то в Чите она и повстречалась с насельницей Иркутского Знаменского монастыря — монахиней Павлой (Трегубовой) собиравшей пожертвования для обители, и рассказала ей о своем желании устроить в Чите женский монастырь. Желание было смелое и даже дерзкое, потому что открыть новый монастырь было вовсе не просто.

В середине XIX века, в России, в отношении женских монастырей, действовали правила восходящие к Указу Екатерины I от 26 февраля 1764 года. Были разрешены четыре монастыря первого класса (от 52 до 101 монахинь и послушниц), восемнадцать — второго класса и сорок пять монастырей третьего класса (по 17 человек). Принимать новых послушниц, было строго запрещено прежде, чем смерть не забирала «излишних» (именно такова была официальная формулировка). Открыть новый монастырь было и вовсе невозможно. Но в это же время по всей России стали возникать в большом количестве женские общины, живущие по-монашески, по монастырскому уставу, но без пострига. Гражданские и церковные власти не рассматривали такие общины как монастыри. Общины не входили в официальную структуру и не имели материальной поддержки от Синода. Фактически, они зависели от пожертвований и средств самих сестер.

Вот такая община вскоре и возникла в Чите. Первый вклад сделал священник Петр Царевский, который пожертвовал большой участок земли на окраине города. Купец Алексей Коротков и ссыльнопоселенец Дмитрий Иринархович Завалишин пожертвовали два одноэтажных деревянных дома. Летом 1886 года был заложен каменный фундамент под постройку первого монастырского корпуса. Монахиня Павла (Трегубова) и рясофорная послушница Екатерина стали первыми насельницами Читинской женской Богородицкой Общины.

Между тем, собственных средств новая община не имела практически никаких, и это грозило дальнейшему ее существованию. И вот тогда был найден неожиданный выход.

15 декабря 1886 года монахиня Павла подала преосвященному Мелетию следующее прошение: «Вот уже два года, как я, по собственному своему желанию и внутреннему влечению, из женского Христорождественского монастыря Вятской губернии, с дозволения матери своей игуменьи Марии, с утверждения Высокопреосвященного Аполлоса, перечислилась в Иркутский женский Знаменский монастырь, где, с благословения Высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского и причислена в число братии. Во время пребывания своего еще в братстве Вятского Христорождественского монастыря, я три раза была командируема матерью Игуменией в Иркутскую епархию по сбору на содержание Вятской обители, — и, разъезжая по городам и селам Иркутской епархии, я от лица Вашего Преосвященства выслушала словесное предложение потрудиться по делу устройства женского монастыря в г.Чите под руководством вдовствующей священницы, старицы Александры Капитоновны Якимовой, у которой, как она мне говорила, давно лежит в душе намерение устроить женский монастырь на общую душеспасительную пользу и в видах дарования, на сколько возможно, приюта многим нуждающимся в этом из лиц пола женского. По выслушании предложения Вашего Преосвященства, я, по быту монашества, не смея ослушаться Архипастыря, которому Самим Богом вверяются во спасение души человеческие, с надеждою в душе своей на помощь Всевышнего, решилась лично послужить святому делу устроения Женского Монастыря в г.Чите, центре Забайкалья, где учреждена и Ваша Святительская Кафедра, для просвещения ламских язычников, почти всегда по причине Святого Крещения нуждающихся и ищущих приюта, по своей бродячей жизни. А по сему, припадая к стопам Вашего Преосвященства осмеливаюсь во-первых: заявить свое согласие — послужить, по силе возможности, устроению Женского Монастыря в г.Чите, и во-вторых: всепокорнейше просить Вашего Архипастырского ходатайства пред Святейшим Синодом о разрешении на устроение Женского Монастыря и в оном Св.Храма, хотя на первый раз малого размера, чтобы сим самым положить Святый Краеугольный Камень, как рассадник Веры и Христианского Благочестия».

Мысль устроить такой своеобразный монастырь, со специальными миссионерскими целями, весьма понравилась епископу-миссионеру. Действительно, зачастую инородцы, приняв крещение, становились чуждыми своим соплеменникам-язычникам, и особенно это касалось женщин, которые оказывались без всяких средств к существованию.

Кроме того, такую общину можно было бы финансировать из средств Забайкальской Духовной Миссии. За помощью преосвященный Мелетий обратился к архиепископу Иркутскому Вениамину (Благонравову).

25 марта 1887 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, епископ Мелетий уведомил телеграммой архиепископа Вениамина: «Божьим благословением, молитвами Вашими сейчас состоялось открытие Читинской женской Богородицкой Общины; освящены места для храмов. Присутствовали губернатор Барабаш, Городской голова Минин и другие власти.»

Два года спустя, 30 мая 1889 года преосвященным Мелетием была освящена деревянная на каменном фундаменте монастырская церковь во имя Св. мученицы Александры. Находилась она там, где сейчас размещаются корпуса Читинской швейной фабрики, по Ангарской улице, между улицами Красноярской и Баргузинской.

Спустя шесть лет после основания, в 1893 году, Читинская Богородицкая Община Указом Св.Синода была преобразована в женский общежительный монастырь.

Второй женский монастырь был открыт в 1902 году, в бывшем мужском Посольском Спасо-Преображенском монастыре, опустевшем к концу XIX века. Этот монастырь имел два подворья, которые по числу насельниц не уступали материнской обители. Первое, Михаило-Архангельское подворье находилось в городе Верхнеудинске, второе — Успенское — в г.Мысовске. Епископ Мефодий (Герасимов) ходатайствовал перед Св.Синодом об открытии еще одного женского монастыря в Нерчинском Заводе, но эти планы не удалось осуществить. Также, не удалось открыть и мужской монастырь на озере Иргень. Разрешение от Св.Синода было получено только в 1916 году.

После постройки железной дороги в Забайкалье значительно увеличился приток переселенцев. В это время, в первые годы XX столетия было построено много новых церквей по всей епархии.

Еще епископом Мефодием поднимался вопрос о восстановлении в Забайкалье кафедры викарного епископа. Его приемник, епископ Иоанн (Смирнов) назначенный на Забайкальскую кафедру 20 декабря 1912, также просил о назначении викария. Св.Синод признал его доводы убедительными и 20 ноября 1916 года, в Чите, начальник Забайкальской Духовной Миссии архимандрит Ефрем (Кузнецов) был рукоположен во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии.


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика