Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Епархия / История епархии / Исторические очерки о Забайкальской епархии / Д. Саввин “Святые Врата” /
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Посольский Спасо-Преображенский монастырь в XVIII в.

Природа близ Байкала

Как уже отмечалось выше, само название монастыря – Посольский Спасо-Преображенский, появилось не сразу. Первое время он именовался Свято-Никольской пустынью, затем – Посольским Знаменским монастырём, по имени построенного деревянного храма во имя иконы Божией Матери Знамение. Постройку последней, сохранившейся до наших дней, каменной церкви во имя Преображения Господня, задумал Г.А. Осколков, однако намерение своё выполнить не успел. Для строительства нового храма был уже заготовлен кирпич и известь, но начать сами работы было нельзя, потому что все мастера-каменщики были отправлены, по распоряжению Петра I, на строительство новой столицы – Санкт-Петербурга. Г.А. Осколков, талантливый государственный деятель и благочестивый православный христианин, один из первых и самых щедрых ктиторов Посольского монастыря, скончался, так и не увидев начало задуманных им работ. Спустя четыре года после его смерти, в 1718 г., настоятель Посольского монастыря, игумен Иов испросил благословения Тобольского митрополита Феодора на постройку деревянной Преображенской церкви, поскольку каменную устроить тогда было невозможно. Благословение было преподано, и спустя ещё четыре года, 27 ноября 1722 г. был освящён первый Преображенский храм обители. Время, когда был построена первая Спасо-Преображенская церковь, приходится ещё на период государственной поддержки православной миссии, а, как мы уже отмечали, развитие миссионерства в Забайкалье и в Китае в те годы предполагало одновременное развитие Посольского монастыря.

Примечательно, что как раз в это время была предпринята попытка объединить Посольский Спасо-Преображенский монастырь, как «малобратственный», с Иркутским Вознесенским. Одно время обитель на берегу Байкала действительно практически перестала существовать. Игумена Иова с братиею перевели в Иркутск, а Посольский Спасо-Преображенский монастырь опустел. Однако вскоре это решение было отменено, по следующим причинам: «Поелику оный Посольский Преображенский монастырь построен на самом взморье, в летнее и зимнее время имеет пристань и в проезде всяких чинов людям в Китайское государство и в Мунгальскую землю, как в пропитании, так и в прочих нуждах, придает способность…»

Упразднить Посольский Спасо-Преображенский монастырь действительно было невозможно хотя бы потому, что единственный надёжный, опробованный путь через Байкал далее на Восток лежал через него. В 1726 г. здесь была устроена постоянная казённая переправа (бот и морская лодка), вскоре после этого стало осуществляться почтовое сообщение на государственных и частных судах, под охраной военных команд. Начиная с 1735 г. Посольский монастырь был началом почтового и торгового маршрута в Китай. Спустя четыре года, в 1739 г. в организованном при обители порту стали строить, используя лес из вотчины Посольского монастыря в деревне Исток, корабли, которые впоследствии составят основу государственного флота на Байкале, реках Ангаре и Селенге. Первый маяк, построенный на Байкале, будет сооружён в Посольском, т.е. монастырском, порту.

Почти все, кто бывал до начала XIX в. в Забайкалье, проезжали через Посольский Спасо-Преображенский монастырь, а подчас жили там достаточно долгое время, ожидая подходящих условий для переправы через Байкал. Доводилось бывать здесь Свт. Софронию, епископу Иркутскому и Нерчинскому. Немало известных мирян, а порой и неправославных людей, бывавших на Байкале и в Забайкалье, посетило Посольский монастырь. В 1723 г. в монашеской обители побывал академик Мессершмидт, считающийся первым учёным, работавшим в Забайкалье и на Байкале. Бывали здесь и академики Миллер и Гмелин, занимавшиеся изучением озера Байкал, был здесь и академик Лаксман. В 1770-е гг. Посольский Спасо-Преображенский монастырь посетили известные учёные Паллас и Георги. Жизнь Витуса Беринга, чьим именем названо одно из морей и пролив на северо-восточной окраине русских владений, также связано с монашеской обителью на берегу Байкала. Начиная с 1733 г., на протяжении чётырех лет он занимался организацией почтовых и купеческих связей с Востоком, и работал, в том числе, и в Посольском монастыре, бывшем первым опорным пунктом на пути в Забайкалье и, далее, в Китай. В начале XVIII столетия побывал здесь и известный шотландский врач и путешественник Джон Белл. Примерно в то же время посетил Посольский Спасо-Преображенский монастырь посол цинского правительства Китая Тумииэнь, направлявшийся к калмыцкому хану Аюке.

Значительной вехой в истории монашеской обители на Посольском мысу стало строительство каменного собора во имя Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, начавшееся в 1771 г. События, предшествовавшие этому, были совсем нерадостными. 22 октября 1769 г. в монастыре сгорела деревянная Спасо-Преображенская церковь, и часовня у могил погибших русских послов, поставленная в 1681 г. Кроме того, сгорели трёхэтажные покои настоятеля. Однако монастырская братия, возглавляемая игуменом Макарием (Макарьевым), мужественно встретила это искушение. Богу содействующу, уже к 1771 г. была построена и освящена деревянная церковь во имя Свт. Николая Мирликийского. И в том же году, на средства енисейского купца Вереткова, второго после Осколокова крупного ктитора монастыря, был заложен каменный Спасо-Преображенский собор (двухпридельный.) На строительство его были употреблены кирпичи и известь, заготовленная ещё по распоряжению Г.А. Осколкова за более чем шестьдесят лет до того. В 1774 г. нижний предел нового храма, во имя иконы Божией Матери Знамение, был освящён игуменом Иоилем, незадолго до того назначенным наместником Посольского Спасо-Преображенского монастыря вместо недавно скончавшегося о. Макария. Впрочем, и игумен Иоиль уже через год отошёл ко Господу, и освящение верхнего Спасо-Преображенского храма совершено было новым наместником, о. Андроником.

Новый Спасо-Преображенский собор ещё более выделил Посольскую монашескую обитель из ряда других монастырей, существовавших в Забайкалье. Великолепный храм, жемчужина русского зодчества в Сибири, не имел аналогов на много сотен вёрст вокруг (ближайший каменный собор находился в Нерчинске). Преображенский собор Посольского монастыря, являясь, с одной стороны, типичным образчиком архитектурного стиля сибирской ветви русского барокко, тем не менее, имеет ряд своеобразных черт, как в своём художественном облике, так и в технологии постройки. Интересно, что многие исследователи архитектуры отмечают особую специфику декора Спасо-Преображенского собора. Существует мнение, что многие составляющие внешнего убранства храма представляют собой, в сущности, геометрические узоры, типичные для народов Прибайкалья – бурят, эвенков, якутов. Действительно, в исключительно богатом внешнем убранстве Преображенского собора достаточно ясно прослеживаются местные, забайкальские мотивы, заимствованные из культур местных народов, в первую очередь, бурят. Явление это вполне обычно для Православной Церкви, и наблюдается во многих странах мира. Православие не уничтожает национальную культуру народа, наоборот – Церковь воспринимает всё лучшее, что в ней имеется, и в дальнейшем развивает её уже в духе Св. Православия. Подлинно православное, христианское отношение не предполагает культурной унификации (попытки которой неоднократно предпринимались римо-католиками, и совершаются, хотя и не слишком явно выражено, современными радикальными протестантскими сектами.) Наоборот, богатство вселенской церковной культуры складывается из множества национальных православных культур. В своё время в сокровищницу Вселенской Православной Церкви внёс свою лепту и бурятский народ. Удивительно, насколько быстро порой формируется собственное, национальное течение в новооснованной Поместной Православной Церкви. Напр., Французская Православная Церковь была возрождена лишь во второй половине XX в., а уже по прошествии нескольких десятилетий известный православный исследователь Л.А. Успенский отмечал появление новых, национальных черт во французской иконописи. Аналогичные процессы наблюдались и наблюдаются и в Японской Православной Церкви, появившейся лишь во второй половине XIX в. И если бы не запрет миссионерской деятельности и одновременное распространение привнесённого извне ламаизма, бурятский народ наверняка бы явил бы миру свою подлинно национальную, православную культуру, свободную от китайского влияния.

Внутреннее убранство собора было весьма богатым, во всяком случае, по забайкальским меркам. Окончательно работа по отделке церкви были завершены много позже его освящения (что, впрочем, является достаточно обычно практикой при храмовом строительстве вплоть до наших дней.) Известно, что в 1817 г. иркутскими мещанином Нефедьевым были расписаны изображениями из Священной истории Ветхого и Нового Завета стены и своды собора. Им же были написаны и образы для иконостаса, частично на досках, частично – на холстах. В последующем внутреннее убранство храма изменялось, происходили некоторые перестройки, о которых мы упомянем ниже.

Специфические технологические особенности, имеющиеся у Спасо-Преображенского собора, присущи большинству сибирских зданий в стиле барокко, и вообще всей сибирской архитектуре XVII – XVIII вв. Одной из наиболее типичных, сибирских, черт является то, что при строительстве каменного храма, как и любого другого каменного строения, использовались приёмы, характерные для деревянного зодчества, что отразилось на внешнем облике храма. Впрочем, в архитектуре Преображенского собора это выражено уже не слишком сильно, очевидно, что строители умели обращаться с камнем. Исследователи, изучавшие Спасо-Преображенский собор Посольского монастыря, отмечают, что зодчему удалось сделать архитектурную композицию очень изящной и одновременно простой. Храм был снаружи оштукатурен и побелен, и выглядел очень эффектно, особенно со стороны Байкала, неизменно восхищая всех путешественников, прибывавших в Посольский монастырь.

Отметим, что это был первый каменный собор на территории нынешней Бурятии. Одигитриевский храм г. Верхнеудинска (нынешний Улан-Удэ), строительство которого началось несколько раньше, завершилось позднее, чем был освящён Спасо-Преображенский собор Посольского монастыря.

В конце XVIII в., трудами игумена Андроника, было начато строительство надвратной деревянной церкви во имя Св. Апостола Иоанна Богослова, которое завершилось в 1782 г., когда новый храм был освящён. Уже упоминавшимся выше игуменом Илиёй, наместником обители в 1793 – 1799 гг. были начаты масштабные строительные работы. В 1796 г. был выстроен келейный корпус. По благословению Преосвященнейшего Вениамина, епископа Иркутского и Нерчинского, начата постройка каменной Свято-Никольской церкви взамен ранее существовавшей деревянной.

Если судить по масштабам и темпам строительных работ, то можно утверждать, что в конце XVIII – начале XIX вв. Посольский Спасо-Преображенский монастырь даже переживал некоторый расцвет. Действительно, монашеская обитель, бывшая важнейшим и тогда ещё почти единственным транзитным пунктом на пути в Забайкалье и на Дальний Восток, пользовалась достаточной государственной поддержкой. Императором Павлом I 18 декабря 1797 г. монастырю были даже возвращены отобранные в ходе секуляризации рыболовные угодья по р. Тобузихе и Абрамихе, пожалованы дополнительно 24 десятины сенокосов, и разрешено приобрести 30 десятин пахотной земли, однако всё это создавало лишь основу для экономического процветания. Главной же целью Посольского Спасо-Преображенского монастыря от начала его основания была миссионерская деятельность, евангельское благовестие среди незнающих Христа народов. К сожалению, миссионерские труды в конце XVIII –начале XIX вв. были почти невозможны.


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика