Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Епархия / Священнослужители / Священнослужители и монашествущие (XVIII-начало XX вв.) / Протоиерей Николай Любомудров
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Протоиерей Николай Любомудров

Протоиерей Николай Любомудров

Биография о. Николая Любомудрова, ныне нам известная в самых общих чертах, остаётся ещё достаточно туманной и отчасти противоречивой. Известно, что в 1899 г. он закончил Пермскую Духовную семинарию, и некоторое время был надзирателем школы псаломщиков и иподиаконом при пермском Архиерее. В 1900 г. рукоположен во священники и назначен к Вознесенской церкви Каслинского уезда Екатеринбургской губернии, и после открытия приходской школы, был в ней законоучителем. В 1904 г. у отца Николая родился сын, названный Серафимом. 5 июля 1907 г. Иерей Николай Любомудров назначается настоятелем Всех-Святской церкви Надеджинского завода, до 1909 г., когда, 25 августа, переводится настоятелем к Сретенской церкви с. Иленское Ирбитского уезда. Первого октября о. Николаю поручено заведование церковно-приходской школой (в деревне Долматовой), с преподаванием в ней, а также и в «министерском» училище, Закона Божия. Следующим его местом служения стал Покровский Собор г. Камышлова, где о. Николай прослужил вторым священником до 1917 г. Его сын, Серафим Любомудров, также в 1930-1931 гг. обвиняемый в «контрреволюционной деятельности», на допросе упоминает о том, что его отец в годы гражданской войны был в кавалерийском полку, а он сам, вместе с матерью, постепенно переезжал на восток – следуя за отступавшими войсками Адмирала Колчака. Логично предположить, что Иерей Николай Любомудров был полковым священником в Белой армии, вместе с которой он постепенно добрался до Иркутской епархии, в клир каковой, после разгрома колчаковских войск, и поступил. В 1920 г. он вместе семьёй переезжает в село Слюдянку (на берегу оз. Байкал), где, по собственному прошению, был 3 февраля 1921 г. назначен священником в местную Николаевскую церковь, и служил там до 1923 г. Затем он назначается в Троицкий храм в одно из местных сёл, 21 апреля 1927 г. – священником Скитской Михайловской церкви. В том же году он ходатайствует, по каким причинам, неизвестно, о переводе его в Читинско-Забайкальскую епархию, и в декабре он был зачислен в клир Читинского Михайло-Архангельского храма. 12 мая (далее – по н.ст.) 1928 г. Иерей Николай Любомудров поставлен временным настоятелем (16 июня – штатным) Николо-Александровского прихода в с.Борзя, а 10 октября 1928 г. перемещён, согласно поданного прошения, на священническое место в клир Казанского кафедрального Собора г. Читы, где и служил до весны 1929 г., когда Собор был передан раскольникам-григорьевцам. Кафедра переносится в читинский Михайло-Архангельский храм, куда и переводится о. Николай, и служит здесь, вероятно, до своего ареста.

Награждён саном протоиерея 21 марта 1929 г.

26 апреля 1929 г. Епископ Евсевий благословил, за неимением подходящих монашествующих священников, о. Николаю Любомудрову быть духовником насельниц уничтоженного властями Читинского Богородицкого женского монастыря.

Из епархиальных документов и материалов обвинения видно, что Протоиерей Николай Любомудров, был любим мирянами, по своему «популярен», притом имея, по выражению его сына, «исключительно широкие знакомства», позволявшие ему решать многие, самые различные, проблемы. Когда в июне 1928 г. он подал прошение о переводе его из Читинской Михайло-Архангельской церкви на Николо-Александровский Борзинский приход, прихожане Михайло-Архангельского храма обратились к Преосвященнейшему Евсевию с просьбой оставить у них о. Николая, что само по себе говорит о многом. Но, будучи одним из самых уважаемых священников среди мирян, он всегда оставался «чужаком» среди читинского духовенства. Протоиерей Иннокентий Иванов, также привлечённый «следствием» в качестве обвиняемого, на вопрос об отношениях с о. Николаем ответил, что «с протоиереем ЛЮБОМУДРОВЫМ я не был близок… против его назначения был в своё время причт и Совет, он был назначен к нам еп. Евсевием против нашего желания». Протоиерей Василий Бенкогенов, бывший благочинным до середины 1929 г., отказался представить о. Николая Любомудрова к награждению саном протоиерея, на том основании, что он ему был мало известен, и соответствующее прошение в Патриархию Епископу Евсевию пришлось направлять самому. Примечательно, что, констатируя сам факт такого отчуждения, никто из клириков ничего не говорит о причинах, его вызвавших.

Как уже было сказано, Протоиерей Николай Любомудров был очень близок к Владыке Евсевию, который даже переехал летом 1929 г. к нему на квартиру, где для Его Преосвященства была оборудована отдельная комната. Известно, что о. Николай исполнял также и некоторые личные поручения Епископа Евсевия.

Относительно пастырских дарований Протоиерея Николая Любомудрова практически ничего не известно, но, упоминая о нём во время одного из допросов, Архиепископ Евсевий скажет, что проповеди его порой «доводили до слёз верующих», и сам он иногда произносил их с плачем. По своим политическим взглядам о. Николай был убеждённым монархистом, своих воззрений особенно не скрывал, и порой с церковного амвона открыто говорил об истинных причинах бед, постигших русский народ. Вероятно, это было оценено в ОГПУ как «антисоветская деятельность», по обвинению в которой ему и был вынесен Коллегией ОГПУ смертный приговор, исполненный 26 ноября 1930 г., незадолго до начала масштабного антицерковного процесса.

Интерес представляет упоминание Серафимом Любомудровым, сделанное им вскользь, о том, что «отец служил в поезде императрицы». Непонятно, что именно под этим подразумевается, равно является сомнительной и достоверность данного высказывания, не подтверждённого никакими другими, имеющимися в нашем распоряжении, источниками. Но, с другой стороны, никакого повода ко лжи у С.Н. Любомудрова, в данном случае, не было, а в послужных списках духовенства, составленных в советское время, такие подробности опускались. Во всяком случае, можно предполагать, что о. Николай отнюдь не случайно выбрал для своего сына имя «Серафим» - известно, что Прп. Серафим Саровский, прославленный за год до его рождения, всегда особенно почитался Царственной Четой и был канонизован при непосредственном участии Св. Царя Николая Александровича.

Димитрий Саввин


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика