Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Епархия / Храмы епархии / Читинское благочиние / Казанский собор /
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

АРХИТЕКТУРА КАЗАНСКОГО СОБОРА

Всеволод Сипаков

 

Казанский собор является украшением города Читы. Он радует глаз своей внешней красотой, радует слух гармоничным звоном колоколов. Однако эстетическая функция храма – не главная. Главное назначение - богослужебное. Это дом для соборной молитвы, предназначенный для встречи с Богом.

Казанский собор – кафедральный храм города Читы, то есть главный. Здесь находится кафедра епископа Читинского и Забайкальского. Соответственно, и архиерейские службы происходят в основном здесь.

Храм воплощает собой образ Вселенной, поэтому в его иконотопосе (икона – образ; топос – пространство, место) мы найдем и землю, и небо. Созданный в традиционном византийском стиле по крестово-купольному принципу, Казанский собор устроен с соблюдением двух символических фигур - круга (символ Вечности) и креста (главный символ христианства).Аркатурный пояс

Крестово-купольную форму имеет алтарь. Крест в алтаре образуется линией, идущей от апсиды к солее, и поперечной линией, идущей от жертвенника через престол к диаконнику. Круг же просматривается при соединении полукружия апсиды и полукружия амвона. В точке пересечения Креста в алтаре стоит святой престол, на котором совершается великое Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Сам Господь невидимо восседает на престоле во время Божественной Литургии. Иконотопос алтаря – Царствие Небесное. Алтарь организует все пространство не только храма, но и города.

Трехчастное деление храма на алтарь, неф и притвор соответствует: трехчастному делению всего сущего в Триедином Боге (Отце, Сыне и Святом Духе); человеческой природе в ее триипостасной сущности (тела, души и духа); трехчинному делению ангельской иерархии (ангелы-архангелы-начала; господства-силы-власти; серафимы-херувимы-престолы); трем степеням священства (диаконы, священники, епископы).

Внутреннее помещение Казанского собора канонически разделено на три части:

1 – притвор; здесь продаются свечи; поставлен канун для заупокойных молитв. В древние времена здесь стояли оглашенные, то есть те, которые желали принять крещение и стать прихожанами.

2 – центральный неф, или корабль, символический Ноев ковчег – ковчег спасения. Это помещение для верующих, здесь можно на подсвечники поставить свечи за здравие и помолиться.

3 – алтарь, в который входят только священнослужители; здесь свершается великое Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Стена из икон, отделяющая алтарь от центрального нефа – основного помещения для молящихся – называется иконостасом.

Центральные лопаткиХрам в своих архитектурных деталях исключает случайные элементы, он пронизан иконотопосом. Пространство Казанского собора организовано главными несущими и опорными конструкциями по типу креста с возведенным в центре куполом. Здание собора расчленяется и одновременно соединяется крестом в центр между четырьмя столбами под большой барабан купола.

Алтарь находится на востоке; храм завершается полукруглой апсидой. Основной вход в храм через западные двери со стороны улицы Бутина. Северные двери выходят на улицу Амурскую, а южные – к вокзалу.

Пятикупольный Казанский собор в Чите является традиционным для русского зодчества крестово-купольным храмом с шатровой колокольней. Главный купол символизирует Христа, четыре других – четырех евангелистов, а также Крест, четыре стороны света, то есть всю Вселенную, центр которой Сам Господь. Пять глав посажены на высокие барабаны, которые завершаются шлемовидными куполами, отчего храм имеет богатырский вид. Его предназначение – защита от зла православного человека, его пространство – это поле борьбы добра и зла в душе человеческой. Храм – это Чистилище между адом земным и Раем Небесным, он – соучастник в нашей борьбе со злом за спасение нашей бессмертной души.

Массивные стены собора опоясаны по горизонтали декоративными квадратными углублениями. Этот изящный поясок углубленных рельефов облегчает мощную богатырскую форму собора.

Узкие длинные оконные проемы украшены аркатурно-колончатым поясом. Аркатурный пояс с колонками удлиняет обрамление окон и сужает видимую ширину стен. Стены завершаются закомарами-кокошниками, подчеркивая динамичное движение ввысь.

Центральные лопатки сооруженных стен боковых приделов украшают круглые обрамления резных рельефов. В эти медальоны помещены главные иконы собора.Колокольня

Барабаны и апсида украшены аркатурным пояском.

К храму пристроена шатровая колокольня, которая также венчается шлемовидным куполом. Колокольня поставлена на широкое четырехугольное основание – четверик, который чередуется с восьмериком, украшенным закомарами с кокошниками. Сверху поставлен шестигранник шатровой пирамиды, в которую врезаны четыре окна с наличниками-кокошниками, а завершается шатер барабаном с шлемовидным куполом. Колокольня украшена декоративными нишами. На колокольне установлено 13 колоколов, главный из которых весит 10 тонн. Колокольным звоном начинается церковное богослужение и завершается.

При входе в собор снаружи устроена паперть, то есть крыльцо-площадка под навесом. Четырехстолпная паперть увенчана шатровой крышей и украшена по карнизу килевидными кокошниками. Аркада из двух одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на пилоны, с трех сторон создают парадный вход. В архитектуре врат к полукруглым аркам паперти прикреплены фигурные детали – гирьки. Эти детали и украшения также характерны для традиционного древнерусского храма.

Казанский собор, построенный в центре Читы, задуман как главный храм забайкальской столицы, как центр общественной и культурной духовной жизни, как символ возрождающегося Православия в сибирских землях.

Людмила Камедина


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика