Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Библиотека /
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Образы Благовещения Пресвятой Богородицы

19.04.2006

Образы Благовещения Пресвятой Богородицы в русской иконописи

Согласно христианскому вероучению, важнейшим событием на пути спасения рода людского является Благовещение — принесение архангелом Гавриилом «благой вести» Деве Марии о воплощении от Нее Спасителя. В честь этого события с древнейших времени весной, 25 марта (7 апреля по новому стилю) отмечается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, входящий в число двунадесятых.

О событиях Благовещения рассказывается только в Евангелии от Луки. Это повествование, дополненное деталями из предания, и легло в основу живописных изображений.

Евангелист Лука повествует, что был послан Архангел Гавриил к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; «имя же Деве: Мария». Явившись к Марии, Архангел сказал ей: «Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына», которому дашь имя Иисус. Сын этот, как продолжал ангел, «будет велик и наречется сыном Всевышнего», и «Царству Его не будет конца». В ответ на слова ангела Мария спросила: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» И ангел ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». И тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». «И отошел от Нее ангел», — заканчивает свой рассказ евангелист. (Лк. 1, 27-38)

Дополняя Евангелие, предание сообщает, что Мария, жившая в доме Иосифа, была избрана первосвященником в числе семи дев для изготовления храмовой завесы: Ей было поручено прясть настоящий багрянец и пурпур. Именно за этой священной работой, согласно апокрифу, застает Ее посланный к Ней Архангел. Сначала лишь его голос, приветствующий Ее, слышит Мария, вышедшая из дома с кувшином почерпнуть воды из колодца. А когда, испуганная и потрясенная, Она возвращается в дом и, взяв пурпур, вновь начинает прясть его, перед Ней предстает небесный посланец и произносит те слова благой вести, о которых рассказано в Евангелии.

До наших дней дошли образы Благовещения начиная с самого раннего, домонгольского периода древнерусского искусства. И в их числе не только фресковые изображения, сохранившиеся в храмах той эпохи. На сюжет Благовещения написана одна из немногих сохранившихся домонгольских икон «Благовещение Устюжское», принадлежащая сейчас Государственной Третьяковской галерее, датируемая XII веком. Свое имя эта икона, созданная, очевидно, новгородским художником, получила в связи с легендой, что ее вывез в Москву из Устюга в XVI веке Иван Грозный. В основе «Благовещения Устюжского» лежит очень простой и очень древний извод, восходящий к раннехристианскому искусству. В полный рост, почти во всю высоту иконы изображены оба участника события — принесший весть Архангел Гавриил и принявшая ее Богородица. Никаких предметов и деталей, обозначающих место действия, здесь нет. Недвижимо стоит Архангел Гавриил, опущены его золотые крылья. Но он чуть повернулся к Богородице, и его правая рука поднята в жесте обращенного к Ней благословения — как безусловный и ясный знак принесенной им вести, переданной благодати. Прямо перед собой смотрит стоящая на невысоком подножии Богородица, но голова Ее наклонена в сторону Архангела Гавриила в знак того, что внимает Она принесенной им вести, обретает принесенную им благодать. И как зримый итог этого обретения — изображен на Ее груди, поверх складок мафория, Младенец, на Которого указует Она правой рукой. И через эту указующую кисть перекинутая алая нить пряжи; кудель Мария держит в левой руке — как таинственное «прядение» из материнской крови плоти Младенца истолковывалось то прядение Ею пурпура, о котором говорит предание.

Вверху, над Архангелом Гавриилом и Марией, в синем «небесном сегменте» изображен сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса Христа, но с седыми волосами — «Ветхий Деньми», и синий луч, нисходящий на Богородицу Дух Божий, идет от него и касается ее плеча. Исполненными благодати предстают на иконе и златовласый Архангел Гавриил в сияющих медвяно-голубых одеждах, принесший весть, и величаво кроткая Богородица, благодать принявшая. Необычайно кратко и емко передает «Благовещение Устюжское» самую суть евангельского рассказа о принесении Благой вести.

Благовещение — событие, которое древние песнопения называют «спасения нашего главизной», обязательно изображалось на Царских вратах — главном входе в алтарь. Среди множества сохранившихся до наших дней изображений одно из замечательнейших — «Благовещение» на царских вратах церкви села Кострицы, принадлежащих сейчас Центральному музею им. Андрея Рублева. Это «Благовещение» создано талантливым новгородским мастером в самом начале XVI века. В основе образа лежит древний, пришедший еще из Византии, и очень любимый русскими мастерами извод, где, следуя тексту «Протоевангелия», Благовещение происходит в самом доме Иосифа. Этот дом представлен так, как было принято в русской иконописи: светло-зеленые и нежно-желтые башни и стены перевиты алым велумом. Перед ними (а значит, внутри них) развертывается действие. Стремительно идет к Богородице несущий Ей Благую весть Архангел Гавриил. В мощном движении вскинуты назад его крылья, взвиты концы одежд. Обозначая широкий шаг, ослепительно сверкает на алом плаще белильный пробел. И словно воплощая итог и суть этого движения, простерта к Богородице окутанная светоносными одеждами благословляющая рука. Богородица представлена сидящей спиной к Архангелу Гавриилу, но именно это дает возможность мастеру особенно полно передать Ее ответ на принесенную весть. Резко Она повернула назад голову, внимая чудесной вести, и это движение читается в гибком контуре Ее покрытой темно-вишневым мафорием фигуры, вторят ему и трепетные складки Ее нежно-зеленого палиума. В изумлении от услышанного подняла Она правую руку, но одновременно ладонь этой руки широко распахнута и тем самым обращена к Архангелу в жесте, который издревле понимался как жест «приятия благодати». И делая это приятие особенно выразительным, словно продолжая движение Архангела, пересекает раскрытую ладонь алая нить пряжи и, прочертив темный мафорий Богоматери, круглым алым клубком спокойно ложится Ей на колено. Исполненным энергии предстает на кострицких вратах и принесение благодати, и Ее приятие, в величавой позе Богородицы слиты, сплавлены, наполняя Ее внутренним движением, все оттенки чувств, которые, согласно преданию, пережила Она в Благовещении. И эта энергия преображает даже окружающий неодушевленный мир. Не только прекрасен и светел дом Иосифа, но и вторят формам движущейся фигуры Архангела Гавриила встающие за ним башни и стены, и повторяет сложный ракурс фигуры Богородицы стоящая за ней прекрасная, увитая велумом башня.

Извод, лежащий в основе «Благовещения» на кострицких вратах, стал со временем наиболее распространенным изводом изображения этого праздника на Руси. Причем художники изображали не только принесение благой вести на фоне палат, в доме Иосифа. Как правило, идущим к Марии, движущимся к ней с благодатной вестью предстает Архангел Гавриил. Часто используют мастера и выразительную позу Марии. И даже внося какие-либо оттенки в этот извод или используя вариант, более близкий к древнему «Благовещению Устюжскому», стремились художники передать тот отзвук, который вызывало во внешнем мире Благовещение, о котором говорили песнопения, что оно «от века таинственно явление».

О. Наделяева, преподаватель ЧИПКРО



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Читинская и Краснокаменская епархия»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.chita-eparhia.ru

Все новости раздела





Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика