Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Библиотека /
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Дивен Бог во святых своих!

22.05.2007

Около 17-ти веков прошло с тех пор, как жил и подвизался на земле святитель и угодник Божий Николай, великий Чудотворец, архиепископ Мирликийский, которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор прибегающим к нему с верою в его помощь и милосердие Божие.

Родители святого Николая Чудотворца — Феофан и Нонна — жили в городе Патарах в древней Ликии, входившей в состав Малой Азии (ныне — территория Турции). Они происходили из благородного рода, были весьма зажиточны, отличались праведной жизнью, милосердием к бедным и усердием к Богу.

Господу угодно было послать им, подобно Захарии и Елизавете — родителям Иоанна Крестителя и многим другим ветхозаветным праведникам тяжелое испытание: старея в честном браке, они не имели детей. Безчадие сильно огорчало их, и они не переставали усердно молиться Господу о даровании им сына, причем дали обет посвятить его Богу.

Усердная молитва праведников была услышана. Нонна родила сына, которому при крещении было дано христианское имя «Николай», что значит «Победитель народа». Самым именем, данным при крещении великому Угоднику Божию указывалось на то, что ему в своей жизни много придется победить людской злобы.

Уже в первые дни своего младенчества св. Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время совершения Святого Крещения он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в течение трех часов; этим трехчасовым стоянием в купели великий младенец, по словам св. Димитрия Ростовского, предзнаменовал свою будущую веру в Святую Троицу, Которую он ревностно защищал в продолжение всей своей жизни.

С первых же дней своего младенчества св. Николай начал строгую подвижническую жизнь. При кормлении грудью, по преданию, он принимал молоко только из правой груди своей матери, а по средам и пяткам воздерживался даже и от этой пищи и вкушал ее только однажды, по совершению родителями вечерних молитв.

Почти все время юный Николай проводил в чтении Священного Писания, подвигах и молитве, уже в юности приготовляя из себя храм Божий, в котором беспрепятственно мог бы обитать Дух Святой. К храму Божию Святой Николай питал сильную любовь и проводил иногда там целые дни и ночи в чтении божественных книг и богомысленной молитве.

Дядя его, епископ Патарский, видя благочестие отрока, посоветовал ему посвятить свою жизнь служению Церкви. Через несколько лет он посвятил Николая в сан пресвитера, поручив ему благовествование Слова Божия. Ревностным служением Богу молодой пресвитер был подобен мудрому старцу и снискал за это глубокую любовь паствы.

После смерти родителей святой Николай раздал нуждающимся унаследованное имение. Имея великое милосердие к бедным, он благоволил и тем, кто обращался к нему за помощью, и тем, кто из ложного стыда не просил о ней. При этом он старался благотворить тайно. Хорошо известен случай, когда одному разорившемуся человеку такой тайной помощью он помог выдать замуж трех дочерей, которые от отчаяния были готовы встать на путь блуда.

Желая возрастать духовно, св. Николай решил уйти в пустыню, но Господь во сне открыл ему Свою волю — совершать служение на родине. Угодник Божий отправился в город Миры, столицу и митрополию Ликийской страны, не захотев идти служить в родной города Патары, где его все знали и стали бы воздавать ему почести. В Мирах его никто не знал., и здесь он жил, как нищий, не зная, где преклонить главу свою, но посещая все церковные службы. Насколько Угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающих смирных, возвысил его.

Во время пребывания святого Николая в Мирах в этом городе скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все епископы Ликийской страны. Во время молитвы епископов с чаянием, чтобы Господь указал им того человека, который достоин занять Мирскую митрополию, одному из старейших епископов явился муж, окруженный светом, и приказал ему в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первым придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом. Вместе с тем было открыто и имя этого избранника Божия — Николай.

Наступила пора утрени, и святой Николай, по обыкновению став на молитву с полуночи, прежде всех пришел в церковь. В притворе храма его остановил епископ и спросил его имя. Смиренный пресвитер после некоторого молчания и замешательства ответил ему: «Имя мое Николай, раб святыни твоей, Владыко!»

По имени и глубокому смирению Николая убедившись, что он есть избранник Божий, который должен стать архиепископом Мир, епископ взял его за руку и привел на собор прочих епископов, которые объявили ему о божественном избрании. Долго отказывался святой Николай от высокого сана, устрашавшего его, но, уступая настояниям собора и помня бывшие откровения, согласился. На следующее утро его посвятили в сан архиепископа Мир Ликийских.

В новом служении укрепляло подвижника видение, в котором Господь Иисус Христос подал ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возложила на него омофор. Несмотря на свой высокий сан, в жизни святой Николай по-прежнему соблюдал строгую умеренность и простоту: он всегда носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки — вечером. Для каждого человека — богатого и бедного, старого и юного, здорового и убогого — святитель Николай был неиссякаемым источником благодеяний. Но, оказывая помощь в житейских нуждах, он более всего заботился об исцелении греховных язв. Пользуясь благочестивым позволением императора, святитель Николай разрушил все языческие капища в своей стране. Разрушение капищ вразумляло язычников и привлекало их в лоно истинной Христовой Церкви.

Милосердную помощь святителя Николая не раз на себе испытывали жители города Миры Ликийские. По его молитвам город был спасен от голода. В Мирах оскудели съестные припасы, и многие из горожан терпели крайнюю нужду в них. Святитель явился во сне одному итальянскому купцу и попросил его привезти в Миры пшеницу, дав в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец обнаружил в своей руке монеты и поспешил исполнить просьбу святого.

Много раз святитель Николай спасал бедствующих на море, выводил страждующих из плена и заточения.

Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости (ок. 345-351). Вскоре его мощи были прославлены от Господа благодатным истечение целебного мира. Миро чудесным образом постоянно возобновляется в гробнице святителя и помогает страждующим духовно и телесно.

Опыт православного благочестия свидетельствует о том, что и поныне святитель Николай предстательством своим совершает множество чудес молящимся ему.

Невероятная история произошла в Харбине в начале нашего века и была пересказана известным певцом Александром Вертинским. В то время город был населен русскими эмигрантами, которые привезли с со¬бой множество икон и даже на железнодорожном вокза¬ле повесили большую икону Николая Чудотворца. Од¬нажды ранней весной в здание вокзала вбежал мокрый с головы до ног старый китаец и распростерся на полу пе¬ред иконой, протягивая к ней руки и что-то бормоча с большим чувством. Оказалось, что он шел по слабому льду через реку и провалился в полынью. Несчастного уже затягивало течением под лед, когда он вспомнил, что русские всегда просят помощи у какого-то старика, изображение которого висит на вокзале. «Старец с вок¬зала, старец с вокзала, спаси меня!» — были последние слова китайца; потом он потерял сознание. Очнулся он на другом берегу и первым делом бросился на вокзал благодарить святого старца за чудесное спасение.

Николай Угодник — один из самых почитаемых и любимых святых на Руси. Справедливо высказывание, что «Русь — «Никольская страна!» Первый храм на Руси был построен именно в честь святителя Николая. Преподобный Нестор Летописец писал, что это была церковь в Киеве, поставленная в 882 году на могиле убиенного язычниками Аскольда (как предполагается, в крещении нареченного Николаем) — первого русского князя-христианина. Более 1100 лет назад был построен первый русский храм!

Вот с каких пор полюбила Русь святителя Николая, Николая Угодника, как своего первого после Божией Матери Небесного Заступника. Россию называют домом Пресвятой Богородицы, только Дом этот — с приделом Николая Чудотворца.

Ни в одном народе, ни в одной стране не славят так святителя Николая, как в России. Каждый четверг — Николин день в православном календаре. Празднует Русь «Николу зимнего» — 6/19 декабря, день его преставления; «Николу вешнего» — 9/22 мая, день перенесения его мощей в Бари.

Праздновали на Руси даже особый праздник — Рождество Николая Чудотворца (29 июля / 12 августа).

В чудном старческом лике Николы наш художник сумел отпечатать отличительные черты облика зрелого русского человека, с лицом, окаймленным небольшой густой с проседью бородою, со спокойным любовным взором, с широким челом, изборожденным легкими складками, — признаком глубокой думы. Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе святителя Христова — грека, уроженца города Патар, пошел еще дальше и постарался обрусить его даже в одеянии. По его представлениям, Никола Зимний должен быть в «шапке-митре», а Летний — с «открытой головою».

Когда лет тридцать назад итальянские антропологи по черепным костям попытались восстановить подлинный исторический облик святого, они сами удивились, насколько схож он оказался с тем иконографическим ликом, который характерен для наших русских икон.

Чем объяснить это исключительное почитание Святителя Христова на Руси?

Отец Павел Флоренский так размышлял над этим:

«Образ всякого святого выражает идею человеческого подвига, умную сосредоточенность, духовное усилие, но, как и для греко-византийского, так и для русского сознания типом святого по преимуществу был всегда Николай Чудотворец; в нем именно, а не в ком-либо другом народ видел наиболее характерное осуществление церковного блюстителя страны, епископство в каком-то преимущественном смысле. Образ Николая Чудотворца установился не как образ одного из многих святых, но как тип святого, как представителя человеческой святости».

Любимейшему святому русского народа посвящены эти строки:

Святителю Николаю

Днесь память празднуя твою,

Приносим мы тебе хваленье

И воссылаем в умиленье

Молитву теплую свою.

Воззри на нас с выси небесной,

Молитве нашей ты внемли.

Зажги в сердцах огонь чудесный —

Огонь Божественной любви!

Вложи в нас истины познанье,

Дорогу к свету укажи,

Во дни скорбей и испытанья

Нас защити и поддержи!..

Отчизне нашей Православной

И мир, и тишину подай.

Услыши нас, великий, славный,

Святитель Божий Николай!

Протоиерей Николай Гурьянов

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

 

Елена Седина



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Читинская и Краснокаменская епархия»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.chita-eparhia.ru

Все новости раздела





Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика