Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Библиотека /
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Иерей Роман Витюк "Сам, Господи, освяти воду сию духом твоим святым!"

15.01.2008

Сам, Господи, освяти воду сию духом твоим святым!

В дни великих праздников церковное богослужение всегда содержит особые священнодействия и молитвы, являющие суть совершающегося торжества. Праздник Крещения Господня знаменателен Чином великого освящения, воды.

В проследовании водосвятных, молитв и священнодействий Святая Церковь призывает благословение Божие на воду. Водной стихии испрашиваются особые благодатные свойства и сила для «отгнания наветов видимых и невидимых врагов», освящения храмов, предметов церковного и бытового назначения, исцеления душевных и телесных недугов. Освященная вода именуется «святой водой» или, иначе, «агиасмой» (с греческого - святыней).

Чин водосвятия восходит непосредственно к моменту Крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан. В этом евангельском событии Церковь видит не только первообряд таинства омовения грехов, но действительное освящение всей водной стихии, самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Креститель Иоанн, проповедовавший покаяние на реке Иордан и совершавший священное омовение (крещение) в знак очищения от греховной нечистоты, исповедал пришедшего креститься Господа Иисуса Христа Агнцем Божиим, вземлющим грех мира. Действительно, Господь был во всем подобен нам, кроме греха, и не нуждался в очищении. Погружением в воды иорданские Он взял на Себя грехи всего мира. Для чего? Для того, чтобы пригвоздить грех ко Кресту на Голгофе.

Праздник Крещения Господня (Богоявления) начинается с нескольких дней предпразднества (с 15 января) и Крещенского сочельника (18 января). В день сочельника совершаются Царские часы и Божественная литургия в соединении с вечерней, а также Великое освящение воды.

В сам день праздника также совершается освящение воды. Этот обычай возник в Иерусалимской Церкви, где до сих пор Патриарх и верующие выезжают из Иерусалима на реку Иордан и совершают водосвятие, берут воду для питья, омываются. Из Святой Земли обычай перешел во все православные церкви. После XII века, когда в Русской Церкви получил распространение Иерусалимский богослужебный устав, у нас тоже появилась традиция совершать освящение воды ночью и наутро Богоявления. Это водосвятие совершается на естественных водоемах и источниках: реках, озерах, колодцах, родниках. Разумеется, там, где нет возможности совершить освящение воды в водоеме, такая молитва совершается в храме.

В древней Церкви Богоявленской водой, Великой агиасмой, в качестве духовного утешения приобщались христиане, не допущенные ко Причастию. Это установление имело высокий духовный, нравственный и церковный смысл. Люди, совершившие грехи отлученные от Причастия, тем не менее, не выпадали из церковного общения. В течение месяцев или лет отлучения они получали в качестве духовного утешения Богоявленскую воду, регулярно исповедовались духовному отцу, совершенствовали свою жизнь и стремились к полноценному церковному общению во Христе - через Причастие. Лишение кающегося грешника любой святыни может привести его к отчаянию, унынию и даже отпадению от Церкви.

Приобщение кающихся Богоявленской водой имело большое распространение в Русской Церкви. Сведения об этом можно найти в древних монастырских рукописях, богослужебных уставах и других письменных источниках. В келарском обиходнике Кирилло-Белозеркого монастыря, датированном 1655 годом, написано: «Аще кто по совету духовного отца недостоин причастия тела и крови Христа Бога нашего, и он причащается святые вода Богоявленския и на святую Пасху, и на Петров день, и на Успение Богородицы, и На Рождество Христово, и на Богоявление Господне».

Богоявленская вода, Великая агиасма, отличается от воды, освященной в другое время малым чином, тем, что она освящалась во время праздничных крещенских служб, употреблялась для окропления храмов, жилищ и прочих построек в этот же день, а главное, использовалась при невозможности приступить ко Святому причастию.

С сожалением можно отметить, что многие церковные истины и благочестивые обычаи до нашего времени дошли сильно искаженными, а то и были забыты. На их место часто приходят учения и традиции, заимствованные из мирской жизни, из практики инославных церквей и конфессий, суеверия и магические воззрения.

Ни в коем случае нельзя использовать святую воду для колдовских ритуалов, гаданий, «отливаний». Кощунственные действия с использованием святыни не только не имеют благодатной силы, но подвергают душу проклятию и болезням. Те, кто по незнанию участвовал в таких ритуалах, должны осознать этот - грех и принести в нем покаяние. Благодать нельзя получить никаким колдовством, ни за деньги или заслуги, а только по дару и любви Божиим.

В молитвах Чина освящения воды Церковь молится «о еже быти воде сей освящения дару», грехов избавлению, во исцеление души и тела, приводящей нас в самую жизнь вечную.

Именно с таким сознанием мы почерпаем и храним эту великую святыню. Поэтом у, не совсем основательно воззрение на крещенскую воду как на некую чудесную субстанцию, которую можно набрать в крещенскую полночь на источнике, озере, а то и вовсе из водопроводного крана, набрать как народное лекарство для «очищения организма», не вспомнив о сути праздника, даже не перекрестив лоб.

На большинстве водоемов и источников сейчас в праздничные дни совершается водосвятие, во время которого можно помолиться и набрать воды. Даже если у вашего приходского священника нет возможности приехать на источник, где по традиции берется вода в день или ночь Крещения, сами миряне могут спеть тропарь праздника («Во Иордане крещающуся тебе, Господи») и другие праздничные молитвы.

Освященная вода обычно раздается в храмах и в по следующие несколько дней после Крещения. Это дни попразднества (до 27 января).

Да подаст Всещедрый и Милостивый Господь Своим верным чадам изобилие благодати в наступающие праздничные дни Крещения Господня!

Иерей Роман Витюк



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Читинская и Краснокаменская епархия»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.chita-eparhia.ru

Все новости раздела





Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика