Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Новости Патриархии
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Новости Патриархии

В Албании состоялись консультации Совета Европы по религиозному измерению межкультурного диалога

04.09.2012

3-4 сентября 2012 года в Дуррасе (Албания) состоялись ежегодные консультации под эгидой Комитета министров Совета Европы, посвященные религиозному измерению межкультурного диалога. Встреча посвящена теме «Взять ответственность за будущее Европы: роль молодежи в религиозном измерении межкультурного диалога». В этом году принимающей стороной стала Албания, которая с мая по ноябрь 2012 года исполняет функции председателя в Комитете министров Совета Европы.

На открытии консультаций с приветственным словом к участникам обратился министр туризма, культуры, молодежи и спорта Албании Альдо Бумчи. В своем выступлении он подчеркнул, что Албания является примером гармоничного сосуществования различных религиозных общин на протяжении долгого времени.

От имени генерального секретаря Совета Европы к собранию обратилась глава Директората по демократии С. Самарджич-Маркович.

В консультациях приняли участие председатель Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Кейт Уитмор, член комитета по культуре, науке, образования и СМИ Парламентской Ассамблеи Совета Европы П. Корсини; вице-президент Комиссии Совета Европы «Север-Юг» Ж.-М. Хейдт, член Европейской комиссии против расизма и нетерпимости Совета Европы А.Х. Беюки.

С краткими приветствиями выступили глава мусульманской общины Албании Селим Муча, митрополит Корчанский Иоанн (Албанская Православная Церковь), специальный представитель и постоянный наблюдатель Святого Престола при Совете Европы монсеньор Альдо Джордано (Римско-Католическая Церковь), митрополит Галльский Эммануэль (Константинопольский Патриархат), главный раввин Страсбурга и Нижнего Рейна Рене Гутман, председатель Совета мусульман Франции Мухаммед Муссауи, заместитель председателя Европейского буддистского союза Мишель Агиляр, глава делегации международного гуманистского и этического союза при Совете Европы Дэвид Полок.

Дальнейшая работа конференции велась в рамках трех панельных дискуссий. Представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) принял участие в первой панельной дискуссии «Повышение уровня осознания молодыми людьми общих ценностей и их передача: роль родителей в образовании, взаимодействие между родителями и преподавателями, отношения между поколениями» в качестве основного выступающего. В своей речи он предложил конкретные проблемы в реализации общих ценностей в современной Европе:

«Всегда было важно, с какой системой ценностей молодой человек войдет в жизнь общества, поскольку именно ценности в значительной мере определяют человеческую деятельность. Несмотря на возрастающую роль новых средств коммуникации в формировании системы ценностей, серьезное воздействие на данный процесс по-прежнему оказывают родители, преподаватели и друзья молодого человека. Они демонстрируют живой пример привлекательного или отталкивающего образа жизни.

Одной из общих ценностей в европейских обществах является не только умение свободно жить самому, но и уважать свободу другого человека. С христианской точки зрения пространство внутренней свободы — безгранично, так как душа человека — это целая вселенная. Эту свободу никто не может ограничить, ибо она является неотъемлемым даром Творца. Однако в земном обществе каждый имеет достаточно конкретное пространство личной свободы, определенное законом. Если это определенное правом пространство свободы нарушается, то демократическое государство и общество применяют те или иные санкции против ее нарушителей.

В мире электронного общения хорошо известно такое понятие как троллинг. В Википедии он определяется как "вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающийся в проявлении различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения". Человек, занимающийся троллингом, врывается в чужое пространство свободы, чтобы нанести максимум ущерба людям с противоположными взглядами.

К сожалению, мы все чаще становимся свидетелями троллинга в реальной жизни в виде различных перфомансов, публичных акций и других действий в отношении религиозных общин. Подобные события уже происходили неоднократно во Франции, Италии, Испании, Норвегии, России, Украине и других странах.

В них принимает участие небольшая часть молодежи, однако подобные акции совершаются с максимальным оскорбительным и унижающим эффектом. Речь не идет о создании СМИ, организаций или учреждений, которые носят антирелигиозный характер или которые критикуют религиозные организации и религиозные учения. Такого рода реализация свободы совести уже давно присутствует в Европе. Наблюдается новая волна именно вмешательства в пространство верующих людей, которое охраняется законами о свободе совести. Объектами такого нарушения становятся установленные в различных местах религиозные символы, места культа, религиозные кладбища, святые места.

Для многих религиозных граждан европейских стран религиозная жизнь неотъемлемо связана с их индивидуальным достоинством. Когда происходит вторжение в частное пространство верующих и в нем звучат слова или совершаются действия, которые оскорбляют и унижают достоинство верующих людей, то это уже не свобода слова и самовыражения. Это элементарное нарушение прав верующих.

Полагаю, что именно такими действиями создается атмосфера неприятия, агрессии и унижения определенной группы лиц. Это хорошо известно по примерам атеистического прошлого бывших коммунистических стран, а также нацистских и фашистских режимов. Не будем забывать, что эти режимы вызрели при попущении молчаливого большинства из малочисленных групп фанатиков, отрицавших порядок и достоинство других людей. Из советской истории мы знаем, что после того, как рубят кресты, оскверняют синагоги и мечети, начинают рубить людей.

В чем же тогда проблема? Сегодня идет серьезное столкновение разных подходов к ценностям, на которых должна быть устроена общественная жизнь: что позволено и что не позволено? У верующих людей есть своя точка зрения на этот счет, иногда она вступает в противоречие с позицией некоторых других групп общества. Эти немногочисленные, но хорошо сплоченные группы пытаются дискредитировать религиозные общины, чтобы провести свою точку зрения в общественном мнении и объявить ее новой нормой общественной и частной жизни.

Современные европейские общества предоставляют достаточно свободы различным группам людей для ведения своего образа жизни. По всей Европе много разных клубов, обществ, а коммуникационные возможности открывают еще большие перспективы для реализации индивидуальной свободы объединений, самовыражения и убеждений. Но этого оказывается кому-то мало. Некоторые группы хотят, чтобы все общество жило согласно их представлениям и идеалам. Они избирают агрессивную стратегию, связанную с провокациями, дискредитацией, ложью, чтобы совершить ценностный переворот в обществе. Конечно, религиозные общины также хотели бы поделиться своими ценностями с наибольшим числом людей, но они избирают мирный путь — методы убеждения и демонстрации положительного опыта. Их оппоненты воспринимают это как слабость и своей агрессивностью пытаются дискредитировать ценности верующих людей.

В странах Европы существует ряд законов, охраняющих свободу и обеспечивающих юридическое равенство различных религиозных и нерелигиозных групп. Сегодня нет ни одного закона, который бы навязывал или принуждал людей к той или иной вере или мировоззрению. Это знак того, что в европейских странах существует высокий уровень гарантий религиозной свободы. Однако под предлогом свободы слова и собраний сегодня нарушается свобода верующих в рамках их частного пространства, определенного им законом. Это пространство — в опасности, и его надо защитить. Я призываю Совет Европы, страны-члены и общественность законодательно защитить и надежно обеспечить свободу верующих людей».

Религиозное измерение межкультурного диалога является темой, которая появилась в повестке дня Совета Европы во время председательства России в Комитете министров Совета Европы (КМСЕ) с мая по ноябрь 2006 года. Были проведены мероприятия по проблематике межкультурного диалога с акцентом на его религиозное измерение: семинар в Казани (февраль 2006 г.) и Волжский форум в Нижнем Новгороде (сентябрь 2006 г.).

Большое значение для продвижения проблематики религиозного измерения межкультурного диалога на площадке СЕ имел визит в Страсбург Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и его выступление на сессии ПАСЕ 2 октября 2007 года, а также участие митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне — Святейшего Патриарха) в международной конференции «Межкультурный и межрелигиозный диалог» (1 июня 2007 года, Санкт-Петербург). При активном содействии Российской Федерации отдельный пункт, посвященный религиозному измерению, появился в Белой книге СЕ по межкультурному диалогу «Жить вместе в равном достоинстве», одобренной КМСЕ 7 мая 2008 года. 31 мая 2007 года Русская Православная Церковь направила свои ответы на вопросник Совета Европы в связи с подготовкой проекта Белой книги.

Начиная с апреля 2008 г., проводятся ежегодные Встречи по религиозному измерению межкультурного диалога под эгидой КМСЕ. В 2008 и 2009 гг. в Страсбурге прошли две встречи, посвященные вопросам преподавания знаний о религии в странах Европы, третья состоялась в Охриде (Македония) 13-14 сентября 2010 года по теме «Роль СМИ в продвижении межкультурного диалога, терпимости и взаимопонимания: свобода слова и уважение культурно-религиозного многообразия», четвертая прошла в Люксембурге 28-29 ноября 2011 года и была посвящена теме «Роль СМИ в продвижении межкультурного диалога, терпимости и взаимного понимания: свобода выражения СМИ и уважение культурного и религиозного разнообразия».

На встречах собираются представители европейских международных организаций, традиционных религий европейских стран, академических кругов и СМИ для обсуждения актуальных вопросов, связанных с религиозным измерением реализации прав человека, демократических процедур и верховенства закона в странах Совета Европы.

Сайт Представительства Русской Православной Церкви в Страсбурге/Патриархия.ru



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Читинская и Краснокаменская епархия»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.chita-eparhia.ru

Все новости раздела





Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика