Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / О вере Православной / Символ Веры
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Символ Веры

Символ Веры

Символ веры - это изложение в кратких, но точных словах основных истин православной веры. В данной статье даётся историческая справка о происхождении Символа веры и толкование его.

Что такое символ веры ?

  Символ веры - это изложение в кратких, но точных словах основных истин православной веры. Человек без веры все равно, что слепой. Вера дает человеку духовное зрение, помогающее человеку видеть и понимать суть того, что происходит вокруг: как и для чего все сотворено, какая цель жизни, что правильно, а что нет, к чему надо стремиться и так далее. Издревле, с апостольских времен, христиане пользовались так называемыми «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.

 Историческая справка

  Символ веры, о котором идет речь, составлен отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа, на Втором - остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения истинного учения о Сыне Божием против ложного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 г. для утверждения истинного учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых собирались отцы Первого и Второго Вселенских Соборов, Символ носит название Никео-Цареградского. При изучении Символ веры разделяют на 12 членов. В 1-м члене говорится о Боге Отце, со 2-го по 7-й член говорится о Боге Сыне, в 8-м члене - о Боге Духе Святом, в 9-м - о Церкви, в 10-ом - о крещении, в 11 - 12-м - о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Текст символа веры

По-церковно-славянски По-русски
1. Верую во единаго Бога Отца,
Вседержителя, Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым.
1. Верую в единого Бога Отца,
Вседержителя, Творца неба и земли,
всего видимого и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца
рожденнаго прежде всех век; Света от
Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна
Отцу, Имже вся быша.
2. И в единого Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единородного, Рожденного
от Отца прежде всех веков: Света от
Света, Бога истинного от Бога истинного,
рожденного, не сотворенного, одного существа
 с Отцом, Им же все сотворено.
3. Нас ради человек и нашего ради
спасения сшедшаго с небес и
воплотившагося от Духа Свята и
Марии Девы, и вочеловечшася.
3. Ради нас людей и ради нашего
спасения сшедшего с небес и
принявшего плоть от Духа Святого и
Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем
Пилате, и страдавша, и погребенна.
4. Распятого же за нас при Понтийском
Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 5. И воскресшего в третий день, согласно Писаниям.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща
одесную Отца.
6. И восшедшего на небеса, и сидящего
по правую сторону Отца.
7. И паки грядущаго со славою
судити живым и мертвым, Егоже Царствию
 не будет конца.
7. И снова грядущего со славою, чтобы
судить живых и мертвых. Его же царству
не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, животворящего,
 Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и
 Сыном спокланяема и
 сславима, глаголавшаго пророки.
8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь,
 от Отца исходящего, с Отцом и
Сыном сопоклоняемого и
сопрославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и
Апостольскую Церковь.
9. В едину Святую, Соборную и
Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во
оставление грехов.
10. Признаю одно крещение
 для прощения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых, 11. Ожидаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь. 12. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).
 

Во что мы верим согласно символу?

 Мы начинаем Символ словом «верую» потому, что содержание наших религиозных убеждений зиждется не на внешнем опыте, но на принятии нами Богооткровенной истины. Ведь предметы и явления духовного мира нельзя проверить лабораторным путем и логически доказать - они входят в сферу личного религиозного опыта человека. Однако, чем больше человек преуспевает в духовной жизни, например: чем больше он молится, думает о Боге, делает добра, тем больше развивается в нем личный внутренний духовный опыт и тем яснее и очевиднее делаются для него религиозные истины. Таким путем вера становится для верующего человека предметом его личного опыта.

  Мы верим в то, что Бог есть полнота совершенства: Он есть Дух всесовершенный, безначальный, вечный, всемогущий и премудрый. Бог всюду находится, все видит и знает раньше, чем что-либо произойдет. Он бесконечно добрый, справедливый и всесвятой. Он ни в чем не нуждается и есть первопричина всего существующего.

 Мы верим в то, что Бог - един по существу и троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой есть Троица единосущная и нераздельная. Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын предвечно родился от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца.

  Мы верим в то, что все Лица или Ипостаси Бога равны между Собой по Божеским совершенствам, величию, власти и славе, а именно - мы верим, что Отец есть истинный всесовершенный Бог, и Сын есть истинный всесовершенный Бог, и Дух Святой есть истинный всесовершенный Бог. Поэтому в молитвах мы одновременно прославляем Отца, Сына и Святого Духа как единого Бога.

  Мы верим в то, что весь видимый и невидимый мир сотворены Богом. Сначала Бог сотворил невидимый, великий ангельский мир или называемое в Библии «небо», потом - наш материальный или физический мир (в Библии - «землю»).

  Физический мир Бог сотворил из ничего, но не сразу, а постепенно в течение периодов, именуемых в Библии «днями». Бог сотворил мир не по необходимости или нужде в нем, но по Своему всеблагому желанию, чтобы и другие созданные Им существа наслаждались жизнью. Будучи бесконечно добрым, Бог все сотворил добрым. Зло в мире происходит от злоупотребления свободной волей, которой Бог наделил ангелов и людей. Так, например, диавол и бесы когда-то были добрыми ангелами, но восстали против Бога и добровольно стали злыми.

  Эти непокорные ангелы, ставшие бесами, были изгнаны из рая и образовали свое темное царство, именуемое адом. С тех пор они подстрекают людей на грех и являются врагами нашего спасения.
  Мы верим в то, что Бог все содержит в Своей власти, то ость Он всем управляет и все ведет к благой цели. Бог любит и заботится о нас, как
мать о своем ребенке. Поэтому ничего плохого не может произойти с человеком, надеющимся на Бога.
  Мы верим в то, что Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, для нашего спасения сошел с небес на землю и воплотился от Святого
Духа и Девы Марии. Он, будучи Богом от вечности, во дни царя Ирода воспринял наше человеческое естество - душу и тело, поэтому Он есть одновременно истинный Бог и истинный человек, или Богочеловек. Он в одном Божеском Лице соединяет два естества, Божеское и человеческое.
  Эти два естества навсегда пребудут в Нем без изменения, не сливаясь и не превращаясь одно в другое.
  Мы верим в то, что Господь Иисус Христос, живя на земле, Своим учением, примером и чудесами просветил мир, то есть научил людей во что они должны верить и как должны жить, чтобы наследовать жизнь вечную. Своими молитвами к Отцу, совершенным исполнением воли Его, страданиями и крестной смертью Он победил диавола, искупил мир от греха и смерти. Своим воскресением из мертвых Он положил начало нашему воскресению. Вознесшись с плотью на небо, что произошло на 40-й день после воскресения из мертвых, Господь Иисус Христос сел «одесную (по правую сторону) Бога Отца», то есть принял как Богочеловек одну власть со Своим Отцом и с тех пор вместе с Ним управляет судьбами мира.
  Мы верим в то, что Дух Святой, исходя от Бога Отца, от начала мира, вместе с Отцом и Сыном дает тварям бытие, жизнь и всем управляет. Он есть источник духовной благодатной жизни, как для ангелов, так и для людей, и Духу Святому подобает слава и поклонение наравне с Отцом и Сыном. Дух Святой в Ветхом Завете говорил через пророков, потом, в начале Нового Завета, говорил через апостолов, а ныне действует в Христовой Церкви, наставляя в истине ее пастырей и православных христиан.
  Мы верим в то, что Иисус Христос для спасения всех верующих в Него создал на земле Церковь, ниспослав на апостолов Духа Святого в день Пятидесятницы. С тех пор Святой Дух пребывает в Церкви, в этом благодатном обществе или союзе верующих христиан, и сохраняет ее в чистоте Христова учения. Кроме того, благодать Духа Святого, пребывающая в Церкви, очищает кающихся от грехов, помогает верующим преуспевать в добрых делах и освящает их.

  Мы верим в то, что Церковь есть единая, святая, соборная и апостольская. Она едина потому, что все православные христиане, хотя и принадлежат к разным национальным поместным церквам, но составляют одну семью вместе с ангелами и праведниками на небе. Единство Церкви зиждется на единстве веры и благодати. Церковь свята потому, что верные чада ее освящаются словом Божиим, молитвою и священными таинствами, Церковь именуется соборной потому, что предназначена для людей всех времен и всех национальностей; Церковь именуется апостольской потому, что она хранит апостольское учение и апостольскую священническую преемственность, которая с апостольских времен непрерывно до нашего времени передается от епископа епископу в таинстве рукоположения. Церковь, по обещанию Господа Спасителя, пребывает неодолимою от врагов ее до конца существования мира.
  Мы верим в то, что в таинстве крещения прощаются верующему все грехи и что через это таинство верующий становится членом Церкви. Члену Церкви открыт доступ и к другим спасительным ее таинствам. Так, в таинстве миропомазания дается верующему благодать Святого Духа; в таинстве покаяния или исповеди прощаются грехи, сделанные в зрелом возрасте после крещения; в таинстве причащения, совершаемом во время Литургии, верующие причащаются истинного Тела и Крови Христовой; в таинстве бракосочетания устанавливается нерасторжимый союз между мужем и женой; и таинстве священства рукополагаются служители Церкви; диаконы, священники и епископы; а в таинстве соборования подается исцеление от духовных и физических болезней.
  Мы верим в то, что перед концом мира Иисус Христос, сопровождаемый ангелами, опять придет на землю в славе. Тогда все, по Его слову, воскреснут из мертвых, то есть произойдет чудо, в котором души умерших людей вернутся в их тела, которые они имели до смерти, и все умершие оживут. При всеобщем воскресении тела праведников, как воскресших, так и живых, обновятся и станут одухотворенными по образу воскресшего тела Христова. После воскресения все люди предстанут на суд Божий, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, когда жил в своем теле, доброе или худое. После суда пойдут нераскаявшиеся грешники в муку вечную, а праведники - в жизнь вечную. Так начнется царство Христово, которому не будет конца.
  Заключительным словом «Аминь» мы свидетельствуем о том, что мы всем сердцем принимаем и признаем истинным это исповедание православной веры.
  Символ веры читается человеком принимающим крещение («оглашенным») во время совершения таинства крещения. При крещении младенца Символ читается восприемниками. Кроме того, символ веры поется в церкви за литургией и его следует читать ежедневно во время утренних молитв. Внимательное чтение Символа имеет большое влияние на нашу веру. Это происходит потому, что Символ веры не есть просто вероисповедная формула, но есть молитва. Говоря с молитвенным настроением слово «верую» и другие слова Символа, мы оживляем и укрепляем нашу веру в Бога и во все те истины, которые содержатся в Символе. Вот почему так важно православным христианам ежедневно, или по крайней мере регулярно, читать Символ веры.

 

Что такое вера?
(Из творений святителя Димитрия Ростовского)

  Что означает слово вера; какой его смысл, и почему именно вера называется верою?.. По учению святого апостола Павла, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр, 11, 1); по словам св. Иоанна Дамаскина, «вера есть то, на что мы надеемся, и уверенность в вещах невидимых»; по замечанию святого Златоуста, «вера есть взгляд на неизвестное...»
  Итак, по толкованию великих учителей вселенских, веровать можно только в то, чего не видишь: потому вера и называется верою, что верить в то, чего не видят. Изъясним это подробнее. Вера есть то, чего очи плотские не видят и руки не осязают, но сердце и ум несомненно утверждают, что это должно быть именно так, а не иначе. Например, мы не видим Бога, потому что «Бога никтоже виде нигдеже», как говорит святой евангелист Иоанн Богослов (Ин. 1, 18), но несомненно веруем, что Бог есть это и есть вера. Мы не видим Троических лиц во Едином Божестве и не постигаем того, каким образом Троица пребывает в Единице и Единица в Троице, но несомненно веруем тому, что единый Бог есть Троица Пресвятая это и есть вера. Мы не видели и умом своим не можем постигнуть, каким образом Бог Слово соделался плотию в утробе Девы и как родился бессеменно, сохранив Пречистую Матерь Свою Девою пред рождением, во время рождения и после рождения, но несомненно веруем, что это было так это и есть вера. В пречистых Христовых Тайнах, под видом хлеба и вина, мы не видим человеческой плоти и человеческой крови Сына Божия, однакоже веруем, что в Евхаристии преподаются истинное Тело и истинная Кровь Христовы это и есть вера. Плотскими очами нашими мы не видим Пресвятой Владычицы Богородицы, соцарствующей на небе Сыну Своему и Богу и ходатайствующей о нас грешных рабах Своих, однакоже веруем, что Она соцарствует Христу и о нас ходатайствует это и есть вера. Мы не видим святых угодников, которые в торжествующей на небе Церкви предстоят престолу Божию и молятся о нас, но веруем в то, что они предстоят и молятся это и есть вера. Никто из нас не видит святого ангела-хранителя своего ; тем не менее мы веруем, что при каждом из последователей Христовых находится данный при крещении ангел- хранитель это и есть вера. Мы не видим венцов, славы небесной, приготовленной для тех, которые любят Бога, не видим и адских мучений, уготованных для нераскаянных грешников, однакоже веруем в то, что каждому будет воздаяние по делам его это и есть вера. Мы не видим, как мертвые восстают из гробов, но веруем и ожидаем, что будет воскресение мертвых в последний день это и есть вера.
  Кратко сказать, вера есть то, чего мы не видим, но во что веруем есть извещение (осуществление) вещей невидимых. Напротив, все, что очи наши видят и руки осязают, не есть вера, как говорит о том, и святой апостол Павел: «Надежда, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться (Рим. 8, 24)? Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно тому, как я познан. А теперь пребывают, сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 12 13). Итак, любовь больше веры и надежды; поелику любовь, по слову того же св. Апостола, николиже отпадает любовь никогда не перестает любить, а вера и надежда прекратятся. Вера и надежда пребывают в нас только до тех пор, пока мы находимся на земле, пока не видим Бога лицом к лицу, пока не получим тех благ, которые уготованы на небе для любящих Бога, которых око не виде, ухо не слыша, которые и на сердце человеку не взыдоша. Веруем ли мы, например, что в будущей жизни узрим Бога веруем до тех пор, пока действительно не увидим Господа. Надеемся ли получить блага небесные надеемся до тех пор, пока подлинно, не получим их. Подлинно, вера и надежда существуют лишь до времени, лишь до тех пор, пока мы не увидим своими глазами то, во что веровали, и пока не получим то, что надеялись получить: любовь же николиже отпадает. Когда мы сподобимся быть в Царстве Небесном (если только сподобимся) и увидим там Бога, тогда предстанет вера, так как уже лицом к лицу увидим Того, в Кого веровали; тогда престанет и надежда, поелику мы будем уже иметь то, что ранее надеялись только получить. Но любовь никогда не престанет: ибо там на небе вечно мы будем любить Бога, святых Его и друг друга. Когда осуществится то, во что мы веруем и на что надеемся, тогда наипаче будет царствовать любовь бесконечная. Почему же вера и надежда престанут? Потому, что то, во что мы веруем теперь, увидим на небе своими очами, и то, на что мы уповаем теперь, получим там в свои руки...

 Из всего сказанного явствует, что только то есть вера, чего мы не видим очами, но во что веруем сердцем; напротив, все, что мы видим и осязаем, не есть уже вера. Так ли понимают веру нашу глаголемые старообрядцы? Старая икона - вот их вера; осмиконечный крест - вот их вера; семь просфор при литургии - вот их вера; старые книги - вот их вера; двуперстие - вот их вера... Жалости достойное ослепление! Разве старая икона - Бог? Разве число концов у креста - Бог? Разве число просфор - Бог? Разве старые книги - Бог? Разве сложение перстов - Бог? Свята, честная икона, но она не - Бог. Свята просфора, запечатленная печатаю креста Христова, но и она не- Бог. Досточтимо и сложение перстов для крестного знамения, но и это не - Бог. Все это суть церковные предания, которые мы должны свято чтить и хранить, но не - самая вера. Аминь.

41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика