Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Епархия / Храмы епархии / Читинское благочиние / Казанский собор /
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

ИКОНОСТАС КАЗАНСКОГО СОБОРА

 

Иконостас Кафедрального Казанского собора. Чита. 2006 г. Фото А. Яременко

 

Иконостас в православном храме является не только украшением, но и смысловым оформлением художественно-эстетического и духовного пространства. Земная Церковь – прообраз Церкви Небесной, во главе которой стоит Иисус Христос.

В Казанском соборе три придела: основной – в честь иконы Казанской Божьей Матери; правый – во имя святого благоверного князя Александра Невского; левый – в честь царственных страстотерпцев, царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Соответственно, каждый придел, являясь самостоятельным храмом, имеет свой иконостас. В то же время, не повторяясь, все три иконостаса являют собой единый соборный мир Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и всех святых от века просиявших.

Иконостас, который отделяет алтарь от основного помещения для молящихся, в сущности своей – не преграда, а напротив – снятие преграды, потому что он не закрывает от нас, а открывает или раскрывает нам мир невидимый – собор сплотившихся святых, живых свидетелей Небесной Славы. Он не разъединяет, а соединяет соборно всех святых, ангелов вокруг Отца Небесного и Божьей Матери. Иконостас указывает нам на этих живых свидетелей, чтобы молящиеся в храме, развивая свое духовное зрение, видели, что происходит за ним, за вещественной преградой.

Иконостас раскрывает пути Божия домостроительства: путь Бога в истории и историю человека, созданного по Образу и Подобию Божию. Сверху вниз ряды иконостаса называют пути Божественного Откровения и спасения, начиная с Образа Троицы – Источника мира и соборного его бытия. Затем ряды приуготовлений Ветхого Завета и пророческих предвозвещений ведут к ряду праздников, в которых запечатлена история прдуготованного. Грядущее завершение домостроительства Божия направляет наше духовное зрение к деисусному чину – все стягивается к Личности Иисуса Христа и предстоящих с ним Божьей Матери и Иоанна Крестителя. Здесь ключ ко всему иконостасу – вся жизнь Церкви в ее предстоянии перед Богом и постоянном назначении – молении со святыми и ангелами за мир.

ГЛАВНЫЙ ПРИДЕЛ

Иконостас Казанского собора имеет каноническое устроение. Центральный иконостас имеет трое врат. Главные врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Славы проходит в алтарь; левые и правые врата – диаконские. Вход через Царские врата разрешен только священнослужителям, остальные, участвующие в богослужении, проходят через диаконские врата. Царские врата в центральном приделе венчаются короной Российской империи, а в боковых приделах – Крестом.

Царские врата. Главного придела в честь Казанской иконы Божией Матери. Чита. 2006 г. Фото А. ЯременкоНа Царских вратах – пять икон: образы четырех евангелистов и праздник Благовещения. На северных диаконских вратах изображен Архангел Михаил, на южных – Архангел Гавриил. Это два архангела, охраняющих двери в алтарь.

Иконы на иконостасе располагаются в определенном порядке. Этот порядок называется ярусами, чинами или рядами.

Первый ряд называется местный. Справа от Царских врат – икона Спаса Нерукотворного, слева – Казанской Божьей Матери. Правая сторона местного яруса представлена иконами Св. Николая Чудотворца, который имел всегда в Сибири особое почитание. Во многих забайкальских домах его почитали Богом и ставили в центре домашних образов, на место Иисуса Христа. Святитель Николай – покровитель путешествующих – здесь в Сибири с ее огромными пространствами, опасными и трудными дорогами, почитается более 300 лет. Его почитали даже некрещеные аборигены, например, якуты, буряты, тунгусы, называя его «седым» или «белым стариком». На так называемых «народных иконах» XVII века св. Никола изображался с миндалевидными восточными глазами.

Рядом с св. Николаем Угодником расположилась икона Святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, прозванного Апостолом Сибири и Америки. Святитель Иннокентий родился в Иркутской губернии и долгое время окормлял Восточную Сибирь, был и здесь, в Забайкалье. В честь сибирского миссионера, ученого и дипломата названы ежегодные «Иннокентьевские чтения», которые проходят в Чите.

Третья икона местного ряда – св. Пантелеймон, помогающий в болезнях, он был врачом. Частица его мощей находится в алтаре Спасо-Преображенского храма города Читы.

Завершает правую сторону местного чина икона св. Сергия Радонежского, игумена Земли Русской, частица мощей которого заложена в основание Казанского собора.

Левая сторона местного ряда представлена иконами Святителя Иннокентия Иркутского, чтимого по всей сибирской стороне чудотворца. В годы безбожного правления мощи Святителя были отправлены на запад, в Ярославскую землю, и до 1990 года они хранились в фондах историко-архитектурного музея. В перенесении мощей Святителя Иннокентия обратно в Иркутскую землю принимал участие ныне правящий архиерей – епископ Читинский и Забайкальский Евстафий. Рядом с иконой Святителя Иннокентия Иркутского размещена икона св. Георгия Победоносца, в честь которого в Чите на мемориале воинской славы будет построена часовня. Кроме этого св. Георгий является покровителем воинов, а Забайкальская земля испокон веку была заселена казаками, охраняющими границы Восточной Сибири. Да и сейчас, Читинская область остается пограничной и имеет на своей территории большое количество воинских частей. Образ св. Георгия Победоносца почитался в Сибири, судя по огромному количеству икон с его изображением.

Третьей иконой северной стороны иконостаса является икона св. Илии-пророка, также почитаемого в Сибири.

Завершает местный ряд икона св. Зосимы и св. Савватия Соловецких, строителей знаменитого Соловецкого монастыря. 21 августа, в день памяти этих святых, были обретены мощи святого покровителя Забайкалья Варлаама Чикойского.

Над Царскими вратами размещена икона Тайной вечери.

Второй ряд иконостаса называется праздничный. Он повествует о православных праздниках – событиях новозаветной истории. Он составлен в строгом соответствии с сюжетами и композиционными канонами. Во второй ряд иконостаса Казанского собора помещены следующие друг за другом праздничные иконы (слева направо): Рождество Богородицы (21 сентября) - Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) – Благовещение (7 апреля) – Рождество Христово (7 января) – Сретение (15 февраля) – Крещение (19 января) – Преображение (19 августа) – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) – Вознесение – Сошествие Святого Духа (Пятидесятница) – Успение Богородицы (28 августа) – Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

Третий ряд иконостаса называется деисусный (деисисный). Центральная икона этого ряда – Господь Вседержитель. Слева от него – икона Богородицы, а справа – икона Иоанна Предтечи. Этот ряд содержит изображения апостолов и отцов Церкви, молящихся ко Христу. Он еще называется апостольским чином или отеческим чином. В этом ряду иконостаса Казанского собора – 24 иконы, среди них апостолы: Петр и Павел, Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, Марк и Матфей, Филипп и Лука; отцы Церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст и др.

Четвертый ряд – пророческий, ибо через ветхозаветных пророков было получено откровение о Богородице, от которой воплотится Господь. Центральной иконой этого ряда является икона Богородицы Державной. В иконостас собора она органично помещена над короной Российской империи в Царских вратах. В пророческом чине - иконы святых пророков Даниила и Иезекииля, Варуха и Иеремии, Исайи и Михея; царей Давида и Соломона и других.

Пятый, завершающий ряд иконостаса носит название праотеческий. Сюда помещены изображения праотцев ветхозаветных: Адама и Евы, Ноя и Авраама, Исаака и Иакова и др. Центром этого ряда является икона Ветхозаветной Троицы.

Возвышение перед иконостасом называется солеей, а выступ перед Царскими вратами – амвоном, с которого произносятся ектинии, читается Евангелие и говорятся проповеди.

ПРАВЫЙ ПРИДЕЛ

Придел во имя св. Александра Невского. Чита 2006 г. Фото А. ЯременкоТакое же каноническое устроение имеет иконостас южной стороны. Правый (южный) придел Казанского собора освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского.На иконостасе местного ряда справа помещена икона св. Александра Невского. Царские врата повторяют врата главного иконостаса с подобными же изображениями. Справа от врат – Образ Иисуса Христа, слева – Образ Божьей Матери, наверху – Тайная Вечеря. Однако на диаконских вратах уже другие изображения. Здесь справа – икона архидиакона Стефана, а слева архидиакона Лаврентия.

Второй (праздничный) ряд иконостаса называется страстной. Он изображает события страстной седмицы. Слева направо помещены иконы: Снятие со Креста – Положение во гроб – Явление Ангела женам-мироносицам - Уверение Фомы – Сошествие во ад.

Третий (деисусный) ряд повторяет канон. В центре – икона Вседержителя, справа – св. Иоанна Предтечи, слева – Богородицы. Наверху завершает иконостас икона Богородицы Домоустроительницы.

Здесь также имеется солея и амвон.

ЛЕВЫЙ ПРИДЕЛ

Левый (северный) придел Казанского собора назван в честь царственных страстотерпцев, Царя Николая, Царицы Александры и чад их, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и цесаревича Алексия. Икона святых царственных мучеников помещена в первый ряд иконостаса, слева. Справа от Царских врат, рядом с иконой Спасителя на диаконских вратах изображен архидиакон Филипп, а слева от иконы Божией Матери – архидиакон Роман.

Страстной ряд иконостаса начинает изображение событий, связанных со страстями Христовыми. Иконы этого ряда по порядку называются: Преполовение – Воскрешение Лазаря – Омовение ног ученикам – Приведение на суд к Пилату – Распятие.

Третий деисусный ряд – канонический, устроен так же, как и в правом приделе. Над Царскими вратами помещена икона Тайной вечери, напоминая о самом главном таинстве. В центре чина – Божья Матерь с Богомладенцем на коленях. Также имеется солея и амвон.

Таким образом, иконостас своей лицевой стороной, обращенной к молящимся, напоминает о встрече с Церковью небесной. В молитвах и прошениях поминаются святые. Происходит общение, стоящих в храме, с теми, кто на небесах, и молится вместе с ними.

Праздничный ряд всего иконостаса: северной, центральной и южной стороны, если читать Левый придел в честь святых Царственных Страстотерпцевего слева направо, рассказывает нам о тех событиях, которые легли в основу Нового Завета. Начинается повествование с Преполовения. Это воспоминание о событии из жизни Спасителя, когда он в преполовении праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной живой воде, под которой разумел Свое учение и дары Святого Духа. Преполовение относится к древнейшим праздникам, который был установлен в память сорокалетнего странствования евреев по пустыни и приурочен был к завершению сбора урожая. Моисей повелел строить кущи, то есть палатки или шалаши из ветвей. В Евангелии от Иоанна вспоминается праздник Кущей, на который в Иерусалим собралось несколько тысяч евреев. Их ожидал радостный праздник под открытым небом и жизнь в шалашах из ветвей в течение восьми дней. На этот праздник и пришел Христос со своими учениками. Он проповедовал: «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня…» и «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ев. Ин. 7, 2-52). Под Преполовением же понимается половина времени от Пасхи до Пятидесятницы, когда вспоминается проповедь Христа в Иерусалиме в праздник Кущей. Находясь между Пасхой и Днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовение Пятидесятницы служит связью между двумя событиями Ветхого и Нового Завета, между двумя христианскими торжествами. В этом празднике одновременно вспоминается и напоминается. Именно с этой иконы открывается иконостас Казанского собора.

Следом за Преполовением в иконостасе северной стороны прочитываются праздники-события, предшествующие Распятию Христа: Воскрешение четверодневного Лазаря в Вифании; Омовение ног ученикам своим, перед Трапезой в Иерусалиме в Великий Четверг; Приведение на суд к правителю, римскому прокуратору Понтию Пилату и выслушивание приговора о Распятии; Распятие Господа Нашего Иисуса Христа. Этой иконой завершается страстной ряд иконостаса левого придела.

События, следующие за Распятием, прочитываются в иконостасе правого придела. Открывается второй ряд южной стороны Снятием со Креста Спасителя Нашего Господа Иисуса Христа; затем следуют события Положения во гроб тела Господа его учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом; Явление Ангела женам-мироносицам на гробе Христа; Сошествия Иисуса Христа во ад, где от века томились души прародителей наших Адама и Евы, ветхозаветных пророков и праведников и выведение их в Рай. Завершается второй ряд иконостаса правого придела, и, собственно, весь иконостас Казанского собора, событием субботы Уверение апостола Фомы, который отсутствовал во время встречи воскресшего Учителя с учениками и не поверившего в это событие, ибо не видел ран от гвоздей и копия на руках и ребре Спасителя. Явившийся Христос упрекнул Фому: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ев. Ин. 20, 27). Это обращение Христа ко всем нам, поэтому трехпридельный праздничный чин второго ряда собора логически завершается этим событием со словами Спасителя, звучащими актуально для всех и всегда.

Людмила Камедина


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика