Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Епархия / Храмы епархии / Читинское благочиние / Казанский собор /
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

УБРАНСТВО КАЗАНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА

Кафедра в Казанском собореКазанский собор – кафедральный собор Читы, поэтому в центре главного придела против амвона находится помост для епископа. На него архиерей восходит для облачения и во время богослужения. Помост называется архиерейский амвон. Пребывание на нем архиерея символически означает пребывание Сына Божия во плоти среди людей. Отсюда и название кафедральный собор, то есть собор, где в середине храма стоит его кафедра. На этом месте имеет право стоять и совершать службу только епископ. Архиерейская кафедра Казанского собора покрыта ковром, на котором выбита дата основания (1894 г.) и возрождения (1994 г.) Читинско-Забайкальской епархии, а также дата начала богослужений в Казанском соборе (2004).

На западной стене внутреннего центрального помещения собора на балконе расположены хоры – место для певчих и чтецов. Балкон огорожен перилами.

Справа на солее придела св. благоверного князя Александра Невского, находится рака с мощами местночтимого святого преподобного Варлаама Чикойского. Церковь, почитая святых, чествует и оставшиеся на земле их мощи. Тело – это жилище Духа Святого. Почитание мощей, прикосновение к ним являет нам Благодать и исцеление от болезней. Мощи являют нам мощь, могущество, то есть силу святых, к которым мы обращаемся и молитвенно предстоим. Не сами останки, но бессмертный дух святого исцеляет просящего.

На аналоях Казанского собора находятся особо чтимые иконы, например, икона св. Сергия Радонежского с мощами, св. Николая Чудотворца с мощами, св. Симеона Верхотурского с мощами, икона Смоленской Божьей Матери, именуемой Одигитрия (Путеводительница), подаренная городу митрополитом Кириллом в день освящения главного престола и икона св. Иннокентия Иркутского с мощами – покровителя байкальских земель.

В особых киотах из темного орехового дерева стоят иконы: св. равноапостольного князя Владимира, во имя которого освящен нижний придел храма – крестильня, и икона св. царственных мучеников. Князь Владимир изображен с предстоящими св. князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, своими сыновьями, мученически погибшими от рук Святополка окаянного, а также св. благоверным князем Александром Невским и св. Еленой Сербской, вероятно, покровительницей генерала Владимира Каппеля, памяти которого и посвящена эта икона. В день освящения Казанского собора храм получил в подарок еще две иконы: Святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, Апостола Сибири и Америки и икону Албазинской Божьей Матери.

У чтимого образа - Казанской иконы Божией МатериГлавный храм сибирского региона будет украшен еще шестью уникальными киотами. Их изготавливают мастера Шуйской иконописной и иконостасной мастерских. Решено было заказать киоты со следующими иконами: преподобного Сергия Радонежского, святого великомученика целителя Пантелеимона, великомученика Евстафия Плакиды с частичкой мощей, святителя Николая Чудотворца, святителя Иннокентия Иркутского и Иоанна, митрополита Тобольского.

Иконы, обрамленные в киоты, привезенные в Казанский кафедральный собор по инициативе информационного агентства "Белые воины", хорошо вписались в интерьер храма и являются существенным дополнением в нем. Остальные шесть киотов будут изготовлены в стиле иконостаса Казанского кафедрального собора и будут размещены по периметру храма.

Также представители информационного агентства "Белые воины" будут участвовать и в изготовлении новой раки для мощей местночтимого святого преподобного Варлаама Чикойского. Рака будет изготовлена из ценной породы дерева – венгерского ореха и украшена ценными металлами.

Шуйские иконописцы работают и над созданием уникальной иконы святителя Иннокентия Иркутского, в которую будет помещена частица мощей великого святого.

В храмовых иконах благодатно присутствует Святой Дух. Как без физического света мы не видим предметов, так и без Святого Духа мы не способны созерцать Первообраз, его Красоту и Истину. Святой Дух связывает воедино икону-изображение и явленного святого. Святой невидимо присутствует на своей иконе в Духе Святом. В Духе он слышит молитвы человека и творит чудеса.

На центральный аналой ставится праздничная икона, к которой может приложиться молитвенно любой приходящий в храм.

Заупокойные молитвы и панихиды читаются возле канунника - специального стола для Канунсвечей. Канун стоит в левой части притвора. Здесь можно поставить свечи за усопших. Для каждого христианина благодатным даром является память о смерти. Соединенная с молитвой, память о смерти становится оружием, мечом против диавола. Молясь за умерших, мы очищаем себя. Только в Церкви души живых и умерших находятся в единстве. Свет церковной молитвы за умершего озаряет не только землю, и мы получаем прощение, но и тот мир, где покоятся души наших предков и близких, и они благодарят нас за наши молитвы о них. Свет этот проникает даже в глубины ада: он несет облегчение тем, кто ушел, не покаявшись. Молитва за усопшего – это утешение мертвым и назидание живым. Умершие ждут от нас милости и будут благодарить нас при будущей встрече в вечности.

Особо надо сказать о свете в храме. В Казанском соборе привлекают внимание большие паникадила. Они тоже участвуют в богослужении: зажигаются и гасятся в определенных частях церковной службы. Физический свет в храме должен рассматриваться как икона Света Божественного. Свет и святой – слова одного корня. Святой – это человек, просвещенный Божественным Светом, человек, исполненный Света. Только такой человек может познать Бога и просветиться в Истине. Светом Господь озаряет наши сердца, которые, в свою очередь, согреваются светом любви к Богу. Свет передает духовную радость.

Центральное паникадило состоит из множества лампочек-свечей и завершается большим Крестом. Боковые паникадила северного и южного приделов завершены большими двуглавыми орлами.

Надо сказать, что имперская державная символика присутствует в храме в полноте. Это и корона Российской империи на главных Царских вратах, и двуглавые орлы на паникадилах, и большая икона Державной Богородицы в центре иконостаса, и приделы в честь непобедимого Рюриковича – святого князя Александра Невского, и в честь последнего русского Царя, замученного, но не сдавшегося сатанинской власти святого Николая Романова и его царственной семьи как собора русской семьи вообще, именуемой Русским Домом.. Паникадило собора

Сама же Пресвятая Богородица в день отречения Царя от престола объявила себя Царицей Земли Русской, а всю Русь – своим уделом, Домом пресвятой Богородицы. Охранение поручено той, которая не раз спасала нашу землю-матушку от поганых. Иконы Богородицы Домоустроительницы размещены в иконостасах боковых приделов.

Собор посвящен Казанской Божьей Матери, которая, как известно, была обретена в Казани и в ХVI веке открыла русским путь на Восток. Это шествие сопровождалось и защищалось Покровом Казанской Божьей Матери – особой ходатаицы перед Богом и покровительницы сибирских земель.

Нижний придел собора – храм-крестильня – посвящен святому князю Владимиру – Крестителю Руси, который явился первым христианским Государем – строителем новой Православной Руси.

Таким образом, в символике устроения Казанского собора прочитывается хронология главных событий в строительстве Державной Русской Империи: Крещение Руси великим князем Владимиром – Борьба за Православную Русь с католическим Западом и подвиги бесстрашного и умного князя Александра Невского – Завоевание Казани и открытие политических, экономических, дипломатических, культурных и миссионерских путей на Восток, в Сибирь – Расстрел последнего русского Царя и, как результат этого безбожия, - обезглавие Церкви и Царского Престола.Храм-крестильня во имя св. равн. князя Владимира

Наполнение Казанского собора державной символикой – это напоминание о нераскаянных грехах своих предков, которые каждый из нас несет в себе. Это моление о Православном Царе, который один может спасти Православную Державу и ее народ от погибели.

Казанский собор – это богатырь-пограничник, духовно-молитвенно охраняющий здесь на востоке нашу Землю. Одновременно он – и граница духовная для наших душ и сердец, спасающая нас от зла. Собор является межмирной границей между православной верой наших предков и инославием.

Л.В.Камедина


Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика