Читинская и Краснокаменская епархия
Главная / Библиотека /
  Правящий архиерей
  
  
 
  Новости Патриархии
  
  
 
  Новости епархии
  
 
  Епархия
  
  
  
  
  
  
 
  Церковная жизнь
 
  Анонсы
  
 
  Библиотека
  
  
  
  
 
  Образование
  
  
  
  
  
  
  
 
  Газета “Православное Забайкалье”
 
  Видеостудия “СЛОВО”
 
  Святые места и святыни Забайкалья
  
  
  
 
  Общение
  
  
 
  Документы
 
  О вере Православной
 
  Экскурсии, паломничество
 
  Поиск по сайту


Полезные статьи

Троица

10.06.2006

Святая Троица. Андрей Рублев

Троица — для многих это воспоминание из далекого детства, из той поры, когда верить в Бога было смешно, а ходить в церковь постыдно, или опасно. Однако и тогда, не подозревая о величии этого праздника, было принято его отмечать. Нет не приходом в церковь. В день Троицы, обычно светлый, улыбчивый и необыкновенно теплый, выезжали на речку, играли, смеялись, веселились каждый по-своему.

И только совсем недавно мы стали понимать глубокий и всеобъемлющий смысл этого праздника, точнее приближаться к его пониманию. Тайна Троицы для человеческого разума непостижима, как непостижимо для одной клеточки нашего организма самое простое его действие.

Сколько богословов пытались объяснить триединство Бога-Отца, Бога-Сына и Бога — Святого Духа. Каждое такое объяснение — это лишь капля из моря. Наверное, только святым доступно постижение сей тайны. Один из таких великих подвижников — преподобный Сергий Радонежский — всю жизнь посвятил прославлению Святой Троицы. Известный богослов священник Павел Флоренский в своих трудах отмечал, что своим сугубым почитанием на Руси праздник Троицы обязан святому Сергию и что почитание Троицы стало особенностью именно русской культуры. Византия не знала в таком величии этого праздника, как не знала русского обилия храмов и икон, посвященных Святой Троице.

Еще до своего рождения отрок Варфоломей, будущий преподобный Сергий, был благословлен прославлять Бога-Троицу. Как же иначе определить то чудесное событие, которое произошло накануне его рождения с его матушкой… Будучи в храме, вдруг, и сама она, и молящиеся ясно услышали как трижды прокричал младенец в утробе. Троица для Преподобного значила единение мира, соборность. «Воззрением на Святую Троицу да побеждается рознь мира сего», — автор Жития. Преподобный Сергий прославил Троицу, созданием Троицкой обители, которая позже стала называться Троице-Сергиевой лаврой. Это самый большой на Руси мужской монастырь, куда вот уже более шести веков идут паломники.

Когда-то сияла в этом монастыре знаменитая «Троица» кисти великого иконописца Андрея Рублева, созданная в память о Преподобном Сергии и специально для его обители. 500 лет пред нею возносила молитвы братия, а с 1929 года как «памятник древнерусской культуры» икона «хранится» в Третьяковской галерее. В советские времена не понимали сильные мира сего, что икона — не музейный экспонат, а нечто живое, это образ, через который верующие общаются с горним миром.

Сегодня на рублевской «Троице» очень мало осталось сияющих, прозрачных, первозданных красок, да и золотой фон утрачен почти полностью, и, тем не менее, она удивляет своей гармонией и глубиной смысла. Ведь иконопись — искусство непростое. С помощью земных красок художник отображает неземной, вечный мир. До преподобного Андрея иконописцы изображали, прежде всего, событие, описанное в Библии, в Ветхом Завете (Исх., 18).

Герой этой истории — благочестивый Авраам. Имел он всего в достатке — и серебра и золота, и скота. А вот детей у них с Саррой не было. И вот однажды пришли к их дому три путника. Как требовали того правила гостеприимства, супруги накрыли стол, усадили гостей под раскидистым Мамврийским дубом (который, кстати, сохранился до сих пор) и стали угощать.

До преподобного Андрея на иконах Троицы обязательно изображались Авраам и Сарра, стол, уставленный утварью и яствами, в подробностях показывалось приготовление трапезы и заклание тельца. Не даром и сами они носили название «Гостеприимство Авраама». Кроме того, существовало понимание этого события, как явления Господа в сопровождении двух ангелов. Поэтому в изображении подчеркивалось, что три путника не равны достоинством и среднего, как правило, художники выделяли. Фигура рисовалась более крупной, исполненной величия и силы, в его нимбе часто помещались поясняющие знаки. Два ангела занимали подчиненное положение — это слуги, исполнители чужой воли.

Не такой смысл был заложен в церковных песнопениях, посвященных Святой Троице, не так понимали это явление в обители Радонежской. В образах трех ангелов была явлена миру тайна Троического Божественного единства — «Троица единосущная и нераздельная».

Преподобный Андрей Рублев не был бы великим художником, не будь он истинным духовным подвижником и тайнозрителем. Каждое его произведение — это пропущенная через себя, глубоко осмысленная и понятая реальность из мира горнего. Духовно размышляя о тайне Святой Троицы, 60-летний мастер создал гениальное творение.

Событие здесь лишь подразумевается. Нет ни Авраама, ни Сарры, в центре внимания три Ангела, сидящие вокруг стола. Вместо многочисленных яств — единственная чаша с едва обозначенной головой жертвенного тельца. Рука Сидящего слева, направлена на эту чашу благословляющим жестом. Это Бог-Отец призывает Сына принести жертву во спасение человеческого рода. В центре — Бог-Сын. Он равен во всем Отцу и принимает на себя добровольную жертву, в знак чего делает ответный благословляющий чашу жест. Жест Святого Духа завершает символическое собеседование Отца и Сына. Он — свидетель разговора и тихий утешитель.

Символика «Троицы» многозначна. За фигурой Отца виден дом — возможно, это просто жилище Авраама, но это и признак домостроительства, это знак творящей ипостаси. За Сыном выписано зеленое дерево. Это тот самый Мамврийский дуб, но это и символ деревянного креста, на котором был распят Спаситель. Не случайно контур дерева повторяет силуэт средней фигуры. За Святым Духом изображена гора — символ духовного возвышения. Благодаря силуэту боковых фигур, сам стол образует чашу, в которую как бы помещен Бог-Сын, то есть еще раз подчеркивается, что он есть жертвенный агнец. В прямоугольной иконе внимательный глаз без труда увидит, что фигуры вписаны в круг. А что такое круг? Символ вечности, космического единства, бесконечности.

Глубокий смысл, запечатленный в образах иконы, ее одухотворенность делают эту икону величайшим творением.

И пусть мы не можем постичь явление Святой Троицы разумом, зато всегда можем почувствовать его очищенным от греха и страстей сердцем. Надо только верить и молиться, как это делают все православные христиане, обращаясь к списку с «Троицы» преподобного Андрея Рублева, предстоя мощам преподобного Сергия Радонежского, молясь пред иконами Святой Троицы во всех храмах России.

Ирина Михайлишина



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Читинская и Краснокаменская епархия»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.chita-eparhia.ru

Все новости раздела





Разделы
41,95 KbПри перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку  на  www.chita-eparhia.ru
При цитировании материалов указывать автора
© Читинская и Краснокаменская Епархия.
Адрес: 672039, Россия,
г. Чита, ул. 9-го Января, 50.

Яндекс.Метрика